В восточном Монашестве сокрыта тайна Конца(Свершения). К этой Славе Воскресения Западное Монашество устремилось иным путем — внешним, вещественным. Отсюда — у западного монашества опыт иной, движение иное, отличное от Восточного. У него опыт начала христианства, опыт Галилейских полей и цветущих лилий (Франциск Ассизский и др.) и движение за Христом по плоскости этих полей (Крестовые походы), динамическое устремление освобождать Св. Землю (внешнюю) от врагов христианства (внешних) и борьба с антихристом (внешним). Это — основные линии пути движения Западного Монашества и его деятельности. Они остаются для него существенными и ныне. Западное монашество в свой юности со своей влюбленностью в историческом процессе духовного развития остановилось на внешнем, на поверхности — здесь оно и застыло. В западном монашестве потому и много действия на плоскости внешней, много динамичности, что оно пребывает в возрасте молодости, в свежести юных сил. Дальше своего юношеского возраста оно не развилось, да и не могло. Ибо западные народы, по свой внутренней одаренности и развитию, по своему возрасту — народы юношеские, духовно незрелые. Западные народы, по своему незрелому возрасту, восприняли Тайну христианства хотя и сильно и красиво, вплоть до «святой влюбленности», но восприняли внешне, извне. Внутренняя сущность была для них недоступна. А Красота Дщери Царевой была вся внутри — говорит пророк (Пс. 44:14). И эта внутренняя красота не была ими воспринята. Отсюда потом и родилась тоска по этой внутренней красоте, по Горнему, выразившаяся в Готике католических храмов. Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает собою внутреннюю Тайну строющего народа — религиозную тайну восприятия душой Бога. Готика — это искание Бога в небесах. Готика — это устремление ввысь, тоска, это — крик души взыскующей внутреннего. Готика — это голод души, это тощие руки мольбы, простертые ввысь, к небесам, ищущие «там», чего нет «здесь» на земле. В этих чертах и отразилася существенная особенность религиозного опыта западных народов, западного монашества. И совсем иной религиозный опыт Восточного христианства, Восточного монашества. Здесь нет устремления ввысь. Восточные храмы готики не знают: они крепко стоят на земле. Здесь небо от земли неотделимо. Здесь нет тоски по небу. И эти черты полностью выражают опыт внутренней Восточной Церкви, Восточного Монашества. Здесь, на Востоке — обладание; там, на Западе — искание. Здесь — внутрьпребывание в тайне с Богом, там — устремление ввысь, искание Бога в небесах. Здесь — отрицание «мира сего» и пребывание в мире Горнем, Небеси. Там — утверждение «мира сего», и взыскание мира грядущего. Здесь — Богоносная умная молитва и тихая радость обретения. Там — экзальтированная влюбленность, переходящая в тоску исканий устремленных. Потому Восточное монашество все внутри, во внутреннем созерцании. И его возраст — возраст седых веков, оно — детище древних народов. Его возраст — возраст созерцания «конца». И опыт Православного монашества есть Божественный опыт «конца». Опыт конца тленного, внешнего, грешного бытия, опыт конца смертного образа человеческого. И — светлый, величественный, потрясающий опыт начала иного бытия — Богоносного, опыт выявления Бога во плоти пришедшего, опыт выявления бессмертного Богочеловеческого Образа «неизреченной славы» — Лика Христова в образе человеческом. С Тайной монашества Восточного неразрывно связаны и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира. В монашестве и только в Восточном монашестве, православном монашестве, сокрыты последние времена и сроки, в нем сокрыта тайна «конца».
Καθολικός(кафоликос,католикос). Κατά - в соответствии с. Оλος - целый, полный, весь.
…православие…истинное…качественная характеристика… …католицизм…всеобщее…количественная характеристика… …первичность и совершение…малое зерно небесного качества было посеяно в количество земли, чтобы земля была не безучастна в произрастании Древа Жизни, чтобы качество небесного вошло во всё количество земного, преображая начаток земного в совершенство небесного…первичность потому и стремится, что мыслит категорией перехода количества в качество…совершение потому и совершается, что даёт качеству войти во всё количество…до онтологического совершения каждого – «да будет Бог все во всем…»…
Вот очень правильная статья. И правильно подмечено, что Бог во всём и всему дал быть в своё время и место. То есть, восточная ветвь христианства не лучше западной, как по человеческому обычаю мы воспринимаем иногда, да, она глубже и мистичнее, но не более любима Господом, чем западная. Просто каждому народу своя роль и назначение, и уровню веры, ведь астральная и ментальная ступень - их надо пройти. Более того, что такое богословие вообще: это доктрина внутренних изменений, то есть - работа на встречном потоке, на Лучах (вести-обретения, зова-покаяния, разума-формы) и эти три Луча соответствуют "католическому периоду" в жизни человека и цивилизации, и богословие даёт этот встречный Луч для общества, потому западная цивилизация и достигла своего расцвета раньше восточной, и дала уровень цивилизации хомо сапиенса в лице Америки и Европы. А у восточной церкви - расцвет и реализация уже на уровне хомо спиритуса, так что всё ещё впереди у нас, и нынешние тревоги только знамение этих изменений.
О. Иоанн Журавский жил и служил в Риге, в городе где тесно связаны ветви двух культур - востока и запада. В нашем храме на клиросе поёт певчая духовное чадо старца Иоанна. Сама она в почтенном возрасте, очень много рассказывала , какой это был замечательный подвижник внутреннего пути... О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ Протоиерей Иоанн Журавский : http://ariom.ru/forum/t41188.html&sid=d55e72d736969a9196b640896c791d6
О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ Протоиерей Иоанн Журавский
МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга — плод моего почти сорокалетнего вслушивания в Божественную Симфонию словесных звучаний мыслей святых Отцов Церкви Православной, бессмертных Искателей Умной Красоты. И конечно, это не академическое "исследование" и не богословский трактат о Боге и о путях к Нему. Нет. И еще раз — нет.
Это — священная поэзия, отзвук того вдохновения, каким были объяты Отцы. Это песня сердца об "умном делании", о той Дивной музыке Небес, прославляющей Дивного Бога, какую Душа услышала в этой бессмертной Симфонии Отцов, как основной лейтмотив всей Православной аскезы, всех святоотеческих Писаний.
Диапазон моих голосовых возможностей не велик. Но я пропел искренно, как мог. И если кто пропоет лучше о том же и звучнее, я с любовию покорюсь ему, славословя Дивного Бога в Дивных Святых Своих. Раскрывая сокровенные мысли Св. Отцов об "умном делании", у меня не было намерения излагать этот предмет в виде системы. Далек я был от этого намерения. Систематично изложил в простейшей форме с бесподобной ясностью благословенный Поэт "умного делания" — Богомудрый еп. Игнатий Брянчанинов. У него это учение, эта — "наука из наук" и "художество из художеств" изложено в системе — ясно, просто и доступно для всякого, желающего усвоить это делание.
У меня было иное намерение. Мной руководило скромное желание, сердечное желание: дать читающему не систему светлых мыслей Отцов о Дивном Боге, а пропеть о Нем песнь и дать почувствовать сердцем Этого бесконечно близкого и живого Бога. У меня было тайное желание этой песней возбудить в читающем сердечное, живое чувство к Богу — Спасителю нашему. А этот маленький ручеек чувства сам собою превращается — при надлежащем умном уходе за ним — в реку живой, умной работы, в "умное делание". И тогда непрестанная молитва не является "скучным механическим занятием", а дыханием жизни. Ибо дышать этим воздухом непрестанной молитвы следует не потому, что так нужно, а потому, что нельзя им не дышать: он является органической необходимостью, духовным питанием. Такое делание молитвы вытекает из Живого чувства к Живому Богу.
Сознать близость присутствия Божия на всяком месте и воспринять чувства в живом ощущении Его присутствия — это и есть тот спасительный момент, оживотворяющий душу, из которого вытекает: "потрясающее благоговеинство", страх и "умная молитва".
Для большего согревания моего намерения я и прибегал к горячим мыслям только тех Отцов, которые и сами были "поэтами умного делания", т. е. жили молитвенным вдохновением. Ибо молитва действительная, живая — есть божественное вдохновение благодати, песня сердца к Богу. Потому вдохновенный Пророк — певец, и сказал: "Пою Богу моему дондеже есмь". А механическое занятие молитвой есть один из путей, приводящих к этому вдохновению, к этой песне. Горячие мысли горячих Отцов согревали мое намерение подтолкнуть ближе к этому божественному вдохновению, к этому Огню — тех, кто около Него застывает. И если не умом, то чувством воспринять от Него согревание. И если мне удалось хоть слегка возбудить в читающем это чувство — буду считать, что труд мой был не напрасен, в чьей-то душе родится радостная песнь "О Боге Спасе моем". А это и будет началом вдохновения благодатного, началом молитвы внутренней, началом песни сердца к Богу. И тогда сердце вдохновенно воспоет этому Дивному Богу, Великому и Живому, вечно живущему и бесконечно близкому к сиротливой душе человеческой, которую Он тепло согревает Свое потрясающей теплотой Божественной — воспоет Ему гимн славословия вечного.
Эта книга написана не для всех, а только для избранных, она написана для моих духовных о Господе друзей, для искателей "умной красоты", для тех, кто с болезнующим сердцем прошел через всю жизнь с устремленным исканием "Умной Потери" — своей души.
Эта книга — духовный синтез моей жизни. Синтез, родившийся в процессе моего сложного религиозного опыта. А сам синтез — есть квинтэссенция всей Православной аскезы, очень сложной и туманной для мудрствующего разума и очень простой и ясной — для верующего сердца.
Путь сердца и привел меня к этому спасительному синтезу: к внутреннему познанию "Умной Красоты" и к обретению пути, ведущему к Ней.
Добавлено спустя 3 часа 26 минут 59 секунд: Рижский старец Иоанн Журавский
Рижский старец митрофорный протоиерей Иоанн Журавский (1867-1964) - это уникальное явление в православной жизни не только Латвии,но и всего бывшего Союза. Батюшка Иоанн,которого его духовные чада зовут "золотым батюшкой" - это,кроме всего прочего живая связь времен. Всевышний дал ему уникальную возможность прожить на этом свете без нескольких лет целый век. В молодые годы о.Иоанну привелось общаться со св.прав.Иоанном Кронштадтским,который кстати благословил батюшку на его служение,и которого он считал своим наставником. А в наши дни еще живы духовные чада отца Иоанна,живущие как в Латвии,так и в других республиках бывшего Союза. Будущий старец родился 25 сентября 1867 года (нов.стиль) недалеко от городка Варакляны в Витебской губернии (ныне Мадонский район.Латвия). В этих местах жили крестьяне как русские,так латыши и люди других национальностей. Большинство из них,как и родители о.Иоанна,исповедовали православную веру. Будущий старец с детства хотел связать свою жизнь со служением Богу,и родители не препятствовали этому. Иоанн окончил Рижскую Духовную Семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. И в Риге,и в Петербурге молодой студент Иван Петрович Журавский встречался несколько раз с великим православным Подвижником св.прав.Иоанном Кронштадтским. Иоанн Кронштадтский среди прочих даров обладал также уникальным даром видеть основное призвание,предназначение человека. И он очень точно благословлял на исполнение этого предназначения многих как известных светских людей,так и священнослужителей. В молодом студенте Иоанне Журавском Иоанн Кронштадтский увидел человека,который на протяжении многих десятилетий будет продолжать его дело,и благословил его на служение. В 1897 году по окончании Петербургской Академии Иоанн Журавский был рукоположен во священники и женился. Но с супругой своей,подобно Иоанну Кронштадтскому он до конца дней прожил как брат с сестрой. Правда,при этом,они воспитали двух приемных детей. В том же 1897 году о.Иоанн начал свое служение. Начал он его в храме св.Духа в Якобштадте (ныне Екабпилс.Латвия). Подобно Иоанну Кронштадтскому,о.Иоанн считал,что духовная жизнь не должна ограничиваться стенами храма. Священник должен быть наставником своего прихода во всей его жизни, наставником,помощником в бедах,любящим пастырем. Так в Якобштадте о.Иоанн основал школу св.Владимира, где люди,потерявшие работу и веру в себя, могли вновь встать на ноги как духовно так и материально (здание школы сохранилось и в нем и сейчас учебное заведение). На рубеже XIX - XX веков очень многие жители Латвии принимали православие. Но при этом ощущалась нехватка священников. И многих батюшек переводили с прихода на приход. Не был исключением и о.Иоанн. С 1897 по 1913 год он служил во множестве приходов. Из Якобштадта его перевели в Виндаву (ныне Вентспилс.Латвия),оттуда его несколько раз переводили в сельские храмы Лифляндии (ныне Видземе (северная часть Латвии). И везде он был любящим пастырем своей общины, причем одинаково любящим как русских,так латышей и людей других национальностей. В сельских храмах он буквально покорял своих прихожан тем,что прекрасно знал крестьянский быт (он вырос на селе),а также хорошо владел латышским языком,т.е. не имел языкового барьера. В 1913 году о.Иоанна перевели в Ригу на Московский форштадт (восточная часть города). Там он стал настоятелем храма Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Также он служил и в храме св.Флора и Лавра в больнице Садовникова (оба эти храма сейчас не сохранились). Московский форштадт был и остается местом, где жили самые бедные,самые нуждающиеся рижане. Но и здесь о.Иоанн умел найти хотя бы нужные слова для того,чтобы поддержать людей в их несчастье и бедах,и многим помогал подыматься. Но вскоре начались большие испытания. В 1914 году началась Первая Мировая Война. Спустя год в 1915 году кайзеровские немецкие войска подошли к Риге. Многие священники во главе с правящим Архиереем Архиепископом Рижским и Митавским Сергием эвакуировались. Были эвакуированы и церковные ценности многих храмов. Но отец Иоанн уезжать отказался. Он остался со своим приходом, не смотря ни на что. Спустя два года началась буря революции. В феврале 1917 года пала монархия,и по Риге стали ходить толпы с красными знаменами. А в сентябре 1917 года Ригу заняли немецкие войска. В связи с революционной бурей, рухнула экономика. Немецкие оккупационные власти не поддерживали православную церковь и даже осквернили кафедральный собор Рождества Христова, превратив его в кирху. Вслед за немцами пришла гражданская война и в январе 1919 года в Ригу вошли красные стрелки и была объявлена советская республика. Красные расстреляли Епископа Платона,исполнявшего обязанности правящего Архиерея и вообще запретили церковное служение. Отец Иоанн в эти годы хаоса,когда часто менялась власть и когда никто не знал,что его ждет завтра, все же продолжал служить, хотя при власти красных это могло ему стоить жизни.. А для того,чтобы как-то прокормить себя и семью он работал чернорабочим. И это при том,что батюшке тогда шел уже шестой десяток лет. Но в мае 1919 года красные были выбиты из Риги,а к 1921 году гражданская война завершилась. В Латвии установилась первая независимая республика.
В том же 1921 году в Латвию по благословению Патриарха Московского и всея Руси св.Тихона прибыл новый правящий Архиерей Архиепископ Иоанн Поммер (ныне чтится как священномученик Иоанн Рижский). Перед Владыкой Иоанном встала сложнейшая задача,возродить в республике православную жизнь,которая в результате Первой Мировой и гражданской войн была разрушена почти полностью. И с Божией Помощью ему это удалось. И одним из тех,кто всемерно помогал Владыке был Протоиерей Иоанн Журавский.
Кроме трудов по возрождению церкви,и служения в разных городах Латвии,батюшка продолжал оставаться настоятелем храма "Всех Скорбящих Радость" и храма св.Флора и Лавра. А также он взвалил на себя крест, который не каждый решится взвалить - он стал протоиереем рижских тюрем. Т.е.,он окормлял заключенных православного вероисповедания. И в этом служении батюшке также сопутствовала Помощь Божия. Было немало случаев,когда уголовники после бесед с ним становились на путь исправления. Были в тюрьмах первой латвийской республики и политические заключенные. Это были в основном коммунисты. Деятельность компартии в довоенной Латвии была официально запрещена и все ее деятели,которых ловила полиция,отправлялись в тюрьмы. Коммунисты не становились на путь исправления и не приходили к Богу,но даже они запомнили доброту и человечность о.Иоанна,и позднее,когда они вновь пришли к власти,они отплатили батюшке добром за добро.
К 1934 году деятельность Владыки Иоанна Поммера,которому всемерно помогал о.Иоанн Журавский,увенчалась успехом. Православная жизнь в Латвии была не только возрождена на довоенном уровне,но и приумножилась. Среди прочих важных событий,происходивших в эти годы нужно отметить освящение храма св.Иоанна Крестителя,построенного на деньги рабочих фарфорового завода Кузнецова. Этот храм находится также на Московском форштадте и его освящение было совершено в 1929 году. Освящавшему храм Владыке Иоанну Поммеру сослужил среди прочих и о.Иоанн Журавский.
12 октября 1934 года произошло трагическое событие. Владыка Иоанн Поммер был зверски убит неизвестными на своей даче в Кишэзерсе на севере Риги. Но даже это убийство не остановило развития православной жизни в республике.
В 30-е же годы отец Иоанн Журавский,которому было уже достаточно много лет,во время своей очень обширной занятости, написал также и две важных книги. Это были - "Записки старого священника" и книга "О внутреннем Христианстве". "Записки старого священника" - это духовный дневник батюшки Иоанна, где он описывал свой собственный опыт духовного роста. Книга описывает период с начала ХХ века до 1930х годов,т.е. его служение в переходный очень сложный период. И сейчас она очень интересна для чтения, ибо ныне мы тоже живем в очень сложный период,чем то похожий на те времена. И ныне,как и тогда,некоторые говорят,что когда в мире хаос, вера де отходит на второй план. Но эти слова очень напрасны. Именно в период хаоса вера - это тот спасательный круг, за который мы должны держаться. И именно период хаоса открывает перед нами уникальные возможности для духовного роста и приближения к Богу. Вторая же книга "О внутреннем Христианстве" - это фактически настольный учебник любого христианина для работы над собою. В этой книге батюшка пишет о том, как мы можем применять древние техники по работе над собою,в том числе известное умное делание,в наши дни. Среди прочего там очень интересен такой момент. На страницах этой книги батюшка задается вопросом. Почему церковь в России постигла такая беда и такие гонения? Почему погибли почти все монастыри? (а в 20-е, 30-е годы в СССР монашеская жизнь была разрушена). Сейчас некоторые белогвардейски и монархически настроенные люди без запинки ответят,что в трагедии церкви виноваты "проклятые большевики". Но батюшка отвечал на этот вопрос иначе. По его словам немалая вина в трагедии лежит на самой церкви. Ибо к 1917 году из многих храмов и монастырей ушло "внутреннее Христианство". В храмах очень скурпулезно и точно исполнялись обряды,но "стяжания Духа Святого", о котором говорил преп.Серафим Саровский, не было... И поэтому одна из причин гонений - это Божия кара за проблемы в самой церкви.. Также батюшка в этой книге пророчески замечает,что наступят времена (они наступили ныне),когда будут возрождаться храмы. Но в это время основным будет не возрождение церковных и монастырских зданий,а именно возрождение "внутреннего Христианства", т.е. "стяжания Духа Святого" или проще говоря, постоянной работы христианина над собой, его пути к Богу. В 1940 году в Латвию пришла советская власть. Многие коммунисты,с которыми будучи священником тюрем общался о.Иоанн,пришли к власти. И они не забыли батюшку. Когда 14 июня 1941 года в Латвии произошла первая депортация "классово чуждых элементов" в Сибирь, при которой ни в чем не повинных людей вывозили в вагонах для скота, имя о.Иоанна было вычеркнуто из списков депортируемых. Так коммунисты спасли батюшку от весьма вероятной смерти,отплатив ему добром за добро. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. 1 июля 1941 года на Московском форштадте недалеко от храма "Всех скорбящих радость" состоялся последний арьергардный бой за Ригу между немцами и нашими войсками. Наша часть,державшая оборону,была почти полностью истреблена. И тогда отец Иоанн,которому шел уже восьмой десяток,совершил еще один подвиг в своей жизни. Вместе с прихожанами и настоятелем близлежащего храма св.Иоанна Крестителя он отпел и предал земле на Иоанновском православном кладбище тела павших воинов. А над их братской могилой прихожане на свои средства поставили уникальный памятник,который освятил о.Иоанн. Это был большой каменный православный крест с надписью "Русским воинам,павшим в бою за Ригу 1 июля 1941 года". Этот памятник не посмели тронуть фашисты. Не тронула его и вернувшаяся в 1944 году советская власть. Больше того,после освобождения Риги туда в ту могилу были подхоронены воины,павшие при освобождении. Стоит этот памятник и сейчас.
Во времена гитлеровской оккупации как раз на Московском форштадте расположилось еврейское гетто. 70 тысяч рижских евреев, загнанных в это гетто, мученически погибли от рук гитлеровцев. Погибли только за то,что посмели быть "неправильной" с точки зрения бредовых нацистских "законов" национальности.. Но даже в этих адских условиях были люди,которые оставались людьми,и спасали обреченных на смерть. Одним из таких людей был о.Иоанн. Он крестил несколько заключенных гетто в православную веру,и тем самым спас их от гибели. Крещеных немцы уже не посмели тронуть. Таким образом он спас целых 15 человек,что было по своему тоже подвигом.
13 октября 1944 года Рига была освобождена от гитлеровцев. Нацистский кошмар закончился. А 9 мая 1945 года пришла долгожданная Великая Победа.
После Великой Отечественной Войны отношение И.В.Сталина к церкви изменилось в лучшую сторону (это изменение началось еще в 1943 году,когда он дозволил восстановить Патриаршество).
Власть,бывшая до войны атеистической,вновь разрешила верить в Бога. И,к большому удивлению коммунисты обнаружили,что в народе вера очень жива. Народ,переживший страшную войну,тянулся к вере и к духовным наставникам. Эти наставники,старцы как правило сохранились в Прибалтике,которая будучи в 30-е годы независимой, сохранила православную жизнь.
И одним из таких признанных старцев стал протоиерей Иоанн Журавский. К отцу Иоанну потянулись люди не только со всей Латвии,но и из России и со всего бывшего СССР. Каждому он давал духовный совет и утешение. Кроме этого, духовные чада батюшки отметили,что у него открылись многие дары,которые не свойственны обычным людям.
Так он получил от Бога дар пророчества. Многое из того,что он говорил приходящим людям об их будущем,вскоре сбывалось. Даровал ему Господь и дар исцеления. По его молитвам очень у многих людей проходили болезни. Правда,в отличие от современных целителей,он не "лечил",тем более не лечил за деньги... Он молился,а дальнейшее делал уже Всевышний.
Наконец,у батюшки открылся и дар видения незримого мира. Так однажды в одной из бесед с духовными чадами он рассказал такую историю. Однажды он поссорился с женой. Всякое бывает,в конце концов,все мы люди и все подвержены своим слабостям. Но вскоре после ссоры, он увидел в своей квартире демона,и пришлось очень долго молиться и просить прощения у супруги,покуда удалось демона изгнать... Эти слова - очень важный урок. Ведь незримый мир всегда рядом с нами, и частенько,совершая негативные поступки,мы привлекаем таких сущностей,о которых в народе говорят "не к ночи будь помянуты.." А потом жалуемся на болезни, раздрай психологический и т.д... А кто в этом в итоге виноват? Никто иной,как мы сами...
5 марта 1953 года скончался И.В.Сталин. Сменивший его на посту генсека Н.С.Хрушев первое время был занят "дворцовыми интригами" и не трогал церковь.
В это время в 1957 году Рижская Епархия торжественно чествовала о.Иоанна. Чествовалось его 90 летие со дня рождения и 60 летие со дня начала служения. В этом же году вышла книга протоиерея Павла Берзиньша,которая так и называлась "90-летие со дня рождения и 60-летие со дня начала служения о.Иоанна Журавского", где был описан жизненный путь батюшки.
Но уже в 1958 году Хрущев по всему СССР начал свои атеистические гонения. Священников,правда,в отличие от довоенного периода не убивали, но храмы закрывали и рушили с не меньшим рвением. Многие духовные чада о.Иоанна спрашивали батюшку об этих гонениях,но он успокаивал их,говоря - "Те,кто сейчас славят Ленина,очень скоро будут славить Бога". Говорил он и о том,что еще до конца века произойдут очень большие изменения,в том числе и о том,что Латвия вновь станет свободной. А об этом в 50-е, 60-е и помыслить было нельзя.
В 1961 году после полета Гагарина атеистические гонения развились с новой силой. Атеисты кричали о том,что де Гагарин слетал в Космос,а Бога там не нашел... На что о.Иоанн с улыбкой отвечал,что Бога надо искать не с помощью полетов,а с помощью добрых дел и молитв,а это немножко другое дело...
В том же 1961 году пришла беда. Храмы св.Флора и Лавра и храм "Всех Скорбящих Радость" были уничтожены. Храм Флора и Лавра погиб потому что де в советской больнице (а он был при больнице) Богу не место,а храм "Всех Скорбящих Радость" мешал уличному движению....
Батюшка Иоанн же был выведен за штат по возрасту (ему было 94 года.) В последние годы жизни он ездил в храм св.Иоанна Крестителя, где постоянно причащался.
Продолжал он встречаться и переписываться и с духовными чадами. И в последние годы жизни он говорил своим духовным чадам о будущем,т.е. о нашем с вами времени. Он говорил,что настанет время и это будет на рубеже веков,когда будет очень и очень тяжко. Многие захотят уехать из России и из Латвии. Но при этом по его словам,уехавшие сделают очень большую ошибку. Ибо и Россия и Латвия под Божьей Защитой,и в конце концов по Промыслу Всевышнего испытания послужат к духовному росту и ко благу людей,и все устроится хорошо.
31 марта 1964 года в возрасте 96 лет отец Иоанн Журавский тихо преставился. Он был похоронен на Иоанновском кладбище подле своей супруги, недалеко от храма св.Иоанна Крестителя,который посещал в последние годы.
В этом году минуло 46 лет со дня смерти батюшки. Но,не смотря на это, его могила постоянно в живых цветах,и на ней постоянно горят свечи. К его могиле идут как его духовные чада и их потомки,так и многие верующие рижане,латвийцы и гости Латвии. И по молитвам у могилы батюшки они получают духовную помощь. Отец Иоанн пока официально не причислен к лику святых,но как местночтимый подвижник он пользуется большим почтением.
В памятные дни,связанные с о.Иоанном (день рождения,день преставления и день ангела), а также каждый второй и четвертый вторник каждого месяца настоятель храма св.Иоанна Крестителя служит на могиле о.Иоанна панихиду,на которую собирается немалое количество людей,с благодарностью вспоминающих этого великого человека.