Монашеский путь проверен многовековым опытом. И всё-таки знаем ли мы его методы досконально, а ведь пользуясь ними люди достигали совершенства. Конечно, нет одного шаблона на всех, и в монашестве были различные направления, и? к примеру, из практики исихастов школа взяла метод соединения молитвы с дыханием. самым быстрым способом достижения духовного состояния был путь послушничества, когда монах шёл в ученики к старцу, во всём слушаясь его. вот как его характеризует архимандрит Софроний Сахаров в книге "Подвиг богопознания", стр. 254. "Учиться послушанию - отсекать свою волю - это Ваш долг. Смысл здесь такой. Не прилепляясь ни к чему душою, не задумываясь ни о чем по пристрастию - Вы всегда будете блаженствовать, имея душу и ум свободными для богомыслия и молитвы. Когда Вам скажут - сделай то-то и так-то, то Вы свободны от необходимости думать, что и как сделать. А это - т.е. иметь ум свой cвoбодным от помышлений о вещах мира сего (для нас самое нужное - иметь чистый от помышлений о всем вещественном, о земном ум и сердце свободное от пристрастий) - необходимо для чистой молитвы. Второе, к чему необходимо стремиться в послушании, - это навык отсекать свою плотскую волю, который нам необходим для того, чтобы мы легче могли исполнять заповеди Божий, т.к. плотская наша воля (и мудрование) всегда противятся Божией воле (выраженной в заповеди). В сих двух заключен смысл послушания. Цель подвига - исполнение воли Божией. Цель наша - вечная жизнь - состоит в познании Бога (Ин. 17:3), а не в исправлении нравов. Это, конечно, не значит, что не нужно исправляться нравственно. Но ведь первая и наибольшая заповедь - любить Бога (Мф.22:37) - Когда мы отрываемся от памяти Божией., забываем о Боге - тогда мы погрешаем против этой заповеди. Впрочем, есть еще и третья сторона. Бог дважды не судит. Если Вы делаете за послушание какое-либо дело со всею добросовестностью, то Вы свободны от ответа пред Богом. Отвечает давший Вам приказание, так что совесть Ваша все время пребывает мирною. ...... Старец нужен вот для чего: 1) Отсекать в послушнике-ученике всякое проявление личной греховной - плотской - воли, направляя ее согласно с волею Божиею. 2) Окормлением (то есть наставлениями) возводить ученика от низших ступеней на более высокие. Давать ему делания, соответствующие его духовному возрасту и силам".
Можно сказать, что такого рода направление присутствует и в практике школы. Ведь говорим же мы о том, что человек идёт по пути уменьшения сопротивления Богу, до полной отдачи своего я. Как Ольга это описывает, сначала спор, потом ор, потом крик, потом сип, хрип и сдача, примерно так, в таких словах, насколько помню. Естественно, что с послушанием у нас прокол, старцев, увы!, нету... да и лидеров мы не особо почитаем. Монахи ещё занимались тем, что соединяли слова молитвы с самой молитвой, чтобы ум не блуждал и молитва была чистой, чтоб молится чистым умом. Эта практика даёт соединение ума и сердца, вводит ум в сердце. Но и в школе есть практика анализа и синтеза, соединения тез и антитез, где соединяя противоречия, плюс и минус - мы соединяем ум и сердце. то есть такое же направление, как и у монашеской практики.