Воскресенье, 28.04.2024, 14:17
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обо всём » Интересно и познавательно » Максимилиан Волошин КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ПАМЯТНИКИ КРЫМА
Максимилиан Волошин КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ПАМЯТНИКИ КРЫМА
Дата: Среда, 15.03.2017, 16:11 | Сообщение # 1
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
[vl][/vl] Крым, Киммерия, Кермен, Кремль... Всюду один и тот же основной корень КМР, который в древнееврейском языке соответствует понятию неожиданного мрака, затмения и дает образ крепости, замкнутого места, угрозы и в то же время сумрака баснословности.
Остров, отделенный от материка гниющими и зловонными Меотийскими болотами, солончаковыми озерами, узкими песчаными косами, а море вбирающий в себя глубокими бухтами, проливами, гаванями.
Материк был для него стихией текущей и зыбкой — руслом Великого океана, по которому из глубины Азии в Европу текли ледники и лавины человеческих рас и народов.
Море было стихией устойчивой, с постоянной и ровной пульсацией приливов и отливов средиземноморской культуры.
Дикое Поле и Mare Internum определяли историю Крыма.
Для Дикого Поля он был глухой заводью.
Во время человеческих половодий оно выступало из берегов и затопляло его. Соседний Кавказ был гребнем, о которой чесались все народы, оставляя на его зубцах клоки руна и шерсти всех мастей — образцы расы. Это делает Кавказ этнографическим музеем.
Крым — не музей. Сюда от избытка переливались отдельные струи человеческих потоков, замирали в тихой и безвыходной заводи, осаждали свой ил на мелкое дно, ложились друг на друга слоями, а потом органически смешивались.
Киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, печенеги, хазары, половцы, татары, славяне... — вот аллювий Дикого Поля.
Греки, армяне, римляне, венецианцы, генуэзцы — вот торговые и культурные дрожжи Понта Эвксинского.
[indent]Сложный конгломерат расовых сплавов и гибридных форм — своего рода человеческая “Аскания-Нова”, все время находящаяся под напряженным действием очень сильных и выдержанных культурных токов.[/indent]
[indent]Отсюда двойственность истории Крыма: глухая, провинциальная, безымянная, огромная, как все, что идет от Азии, его роль степного полуострова, и яркая, постоянно попадающая в самый фокус исторических лучей — роль самого крайнего сторожевого поста, выдвинутого старой средиземноморской Европой на восток.
Особое значение придавало Крыму то, что он лежал на скрещении морских дорог с древним караванным путем на Индию.
Если мы поедем по шоссейной дороге из Феодосии в Симферополь, то заметим вдоль нее, рядом с торопливыми деревянными телеграфными кривулями, ряд четких и черных невысоких чугунных столбов.[/indent]
Это линия Индийского телеграфа (Лондон — Калькутта), проведенная Англией по территории Крыма на основании договора, заключенного после войны 1856 года.
А если мы свернем с теперешнего шоссе, придерживаясь линии Индийского телеграфа, который обходит с севера гору Агармыш по старой почтовой дороге, то мы пересечем сперва одну, потом другую долину, которые носят имя Сухого и Мокрого Индола.
Йол — по-татарски — дорога.
Инд-Йол — дорога в Индию.
Политическое напоминание недалекого прошлого и древняя филологическая память встречаются.
Здесь — через крымские степи к Босфору Киммерийскому4, а оттуда через Кавказ и Персию пролегал старый караванный путь, заглохший после того, как Оттоманская империя залегла на всех торговых дорогах, ведших через Переднюю Аию, а Васко де Гама открыл новые морские направления.
Но нужда в этом сухопутном пути не погасла.
Больше всех в нем заинтересована Англия как метрополия Индии.
Отсюда и условие, продиктованное России после взятия Севастополя.
Отсюда и железная дорога 45 параллели, проект которой был разработан еще до начала Европейской войны; а во время нее царское правительство, под давлением и по требованию той же Англии, уже начало осуществлять его.
Направление линии таково:
Бордо — Мон-Сени — Турин (или Лондон — Париж — Лион — Турин) — Ломбардия — Венецианская область — Триест — Югославия — Румыния — Одесса — Николаев — Перекоп — Джанкой — Владиславовка — Керчь — мост через Керченский пролив — Таманский полуостров — Кавказское побережье — и различными вариантами через Турцию и Персию на Индию.
Во время войны Россия уже закончила изыскания для моста через Босфор Киммерийский (причем оказалось, между прочим, что все его дно представляет собой действующую грязевую сопку) и велись работы на многих других участках, но гражданская война и новые политические сочетания прекратили эти работы.
Совершенно несомненно, что железнодорожная колея рано или поздно пройдет по старым караванным путям, и тогда Крым снова окажется на середине большого европейского пути в Азию, что совершенно преобразит его торговое и политическое значение.
Его будущее гораздо теснее связано с его прошлым, чем может показаться, и эта географическая справка и объясняет нам характер крымской истории и стиль его культуры.
В Крыму есть складки земли и моря, в которых человеческие поселения существовали беспрерывно с доисторических времен.
Киммерийцы и тавры, об истории которых неизвестно ничего достоверного, несомненно, строили города и крепости и имели обширные поселения и в глубоких бухтах Трахейского полуострова, и на берегах Босфора Киммерийского, и в широкой улитке Феодосийского залива. Это все может относиться к началу второго тысячелетия до христианской эры. Несомненно, что роль торгового фермента играли в ту эпоху финикияне.
В начале XIV века до Р. X. Крым наводняют скифы, а в VI и VII веках начинается греческая колонизация, и он вступает в освещенный круг мировой истории.
В вышеуказанных удобных заливах появляются греческие города Херсонес, Пантикапея, Феодосия, которые для всей последующей истории являются пунктами излучения эллинизма.
Индивидуальная их роль крайне различна.
Первоначально главной опорой греческой культуры является Херсонес (вернее — по дорическому произношению — Херсонас). Его колониальная родословная: Гераклея, Мегара. Культурное значение его громадно для всего Черноморья.
Ближе всех отстоящий от малоазиатских колоний, более других отдаленный от Дикого Поля, пришедшийся как раз на пересечении черноморских путей с юга на север, он в силу этого положения легче других греческих колоний отстаивает свою политическую самостоятельность.
Его роль в Крыму та же (соблюдая, конечно, пропорции размаха, величины и значения), что Вавилона, Рима, т. е. тех городов, которые, принимая в себя целые расы завоевателей, переваривали их и продолжали свою культурную линию сквозь ряд мировых катастроф и крушения империй.
Являясь только крайним щупальцем греческой культуры, он в течение двух тысяч лет выдерживает весь прибой Дикого Поля и одну за другой эллинизирует наступающие и оседающие в Крыму расы.
Скифы, сарматы, алланы, готы, гунны, угры, варяги, славяне, печенеги, хазары, половцы, татары, турки... все по очереди веков появляются у его стен со своими присными. Только у Рима и у Византии хватало на это выдержки и мускулов. А перед нами простой торговый вольный город, слабо связанный со своей малоазиатской метрополией, которая и сама немногим может помочь ему, не имеющий ни запасов народонаселения, ни богатой и обширной территории, на которую он бы мог опереться, ни неприступных естественных защит — гор и ущелий, сплавленный только гражданской присягой херсонаситов, недавно открытой и являющейся прекраснейшим образцом заклинательной и гражданской поэзии:

[indent]Клянусь Солнцем, Землею, Зевсом и Девой,
Богами и богинями олимпийскими и героями,
Которые владеют городом и землей
И укреплениями херсонаситов:
Буду верен свободе города и граждан...
Не предам ни Херсонаса, ни Керкинитиды,
Ни Прекрасной Гавани,
Ни укреплений, ни области херсонаситов...
Ничего никому: ни эллину, ни варвару.
Но сохраню народу херсонаситов...
Буду служить Демиургам и Членам Совета
Как можно лучше и справедливее для города и граждан,
Не предам на словах ничего тайного,
Что может повредить городу, ни эллину, ни варвару.
Хлеб, вывозимый с равнины, продам в Херсонас,
А не в место иное.
Ежели клятву свою соблюду, да благо мне будет и роду.
Если ж нарушу — ни земли плодов не дадут,
Ни море, ни жены...[/indent]

[indent]Судя[/indent] по тем произведениям искусства, что найдены среди раскопок Херсонеса и хранятся в Эрмитаже, Херсонес был распространителем строгого стиля лучшей эпохи.
Он отразил в себе все волны больших исторических перемен: Древнюю Грецию, эллинизм, Рим и Византию.
Еще в позднейшем византийском преображении он казался сказочно-небывалым киевлянам и новгородцам.
Романтическая слава Корсуня приводит к его стенам князя Владимира, и Херсонес является для него тем же, чем Константинополь для крестоносцев и Амстердам для Петра — одновременно.
[indent]Отсюда вывозятся на Русь[/indent]: и религия, и обстановка, священники и мастера, монахи и ремесленники, реликвии и товары, иконы и моды, богослужебные книги и светская роскошь.
На юг же в течение всего своего существования он вывозит сырье Дикого Поля: в первую голову рабов, хлеб, соленую рыбу, а сверх того — лес, шерсть, кожи и меха.
Первым эллинизированным народом являются скифы. Они занимают Крым около 1 1/2 тысячи лет и к концу этого периода находятся в таком же культурном соотношении к Греции, как Галлия к Риму.
Но намагниченные о Херсонес народы сами постоянно грозят его самостоятельности, как во втором веке те же скифы времен царей Скилура и Палака, как Боспорское царство времен Митридата.
Потом Херсонес входит в сферу римского влияния, и Рим, сохраняя его самоуправление, помогает ему обороняться от готов и гуннов. К пятому веку он снова самое сильное государство в Крыму, распространитель христианства, огромная узловая и распределительная товарная станция, а для Византии — особо важный стратегический аванпост в борьбе с Диким Полем.
Крымские готы под его влиянием принимают христианство, эллинизируются и растворяются, и весь Южный берег, заселенный греко-готским населением, надолго сохраняет имя Готии на всем пространстве между Судаком и Балаклавой.
В V и VI веках, когда гунны захватывают степной Крым, готы в союзе с греками стойко обороняют горную область.
В VII веке на место гуннов приходят хазары.
В VIII веке Херсонес принимает горячее участие в междоусобной византийской борьбе иконоборцев с иконодулами, стоя на стороне иконодулов. К этой эпохе относится возникновение всех крымских пещерных монастырей, основанных монахами — почитателями икон, бежавшими из пределов империи (Инкерман, Успенский скит, Качикален, Черкес-Кермен, Мангуп-Кале).
[indent]В IX веке начинаются[/indent] налеты на Херсонес варяжских дружин и Руси. К ним относится и поход князя Владимира на Корсунь.
Вся “Готия” входит в состав херсонесской “фемы”. Проходят авары, мадьяры, печенеги, половцы...
В XIII веке, после взятия Константинополя крестоносцами и основания Латинской империи, в Крым проникает итальянское влияние. Генуэзцы утверждаются в Феодосии, венецианцы — в Судаке.
[indent]В лице их Херсонес[/indent] встречает более опасного соперника, чем в лице татар, которые занимают Крым после битвы при Калке (1224). ; К концу века вся “Готия”, по договору генуэзцев с татарами, переходит из-под власти Херсонеса во владение генуэзской Каффы, а скоро и сам Херсонес оказывается вполне в ее власти.
К концу XV века, когда сама Каффа падает под напором турок (чтобы возродиться как Малый Стамбул), на месте Херсонеса уже давно лежат только груды развалин, так как стены и башни его срыты по приказу каффского консула.
В то время как Херсонес во все эпохи своей двухтысячелетней истории является носителем чистого греческого духа безо всякой варварской примеси, культура Боспора является сложнейшим сплавом многих варварских рас, хотя и с постоянным коэффициентом эллинизма.
Вначале и Пантикапея и Феодосия, основанные, как и Херсонес, в VI веке (до новой эры), но не дорическими, а ионическими выходцами, играют немалую роль в судьбе Афин; они снабжают Аттику хлебом, принимают участие в Пелопоннесской войне, их имена звучат в речах Демосфена. Но у них нет сил отстоять свою самостоятельность среди водоворота варварских племен, извергаемых Диким Полем, и они принуждены работать внутри захлестнувших их народов и образовывать то греко-сарматские, то греко-иранские, фракийско-армяно-гуннские, хазаро-тмутаракано-эллинистические сплавы.
Но все-таки Боспорское царство со своими семью эллинизированными династиями и блестящим эпизодом Митридата Эвпатора существует 800 лет.
Судьба Феодосии еще более капризна: после расцвета в IV и V веках она становится частью Боспорского царства; в первые двенадцать веков христианской эры имя ее почти стирается, а в начале тринадцатого она воскресает как генуэзская Каффа, для того чтобы сыграть блестящую роль в судьбах Крыма. В течение двухсот лет, несмотря на татарское завоевание, она является фокусом всей черноморской культуры. Ее мировое торговое значение в эту эпоху так велико, что ни Херсонес, ни Пантикапея за всю свою историю ни разу ни достигали такого.
Турецкое завоевание и падение генуэзских колоний не убивает ее: еще три века при турках продолжается ее торговый расцвет.
Турки приходят с моря из Константинополя, следовательно, являются проводниками той же средиземноморской культуры, правда, пригашенной и уже нашедшей себе иные пути на Дальний Восток. Но для Ближнего Востока турецкая Кеффе остается Кучук-Стамбулом.
Мы дошли до последних слоев, выступающих на самую поверхность. Эта почва, представляющая огромное расовое напластование всех племен, когда-либо проходивших через Дикое Поле, и глубоко проработанная эллинскими, римскими и итальянскими токами, заливается татарским племенем.
Монгольское население оказывается очень плавким и гибким и быстро принимает в себя и кровь и культуры местных рас. Греческая и готская кровь совершенно преображают татарство и проникают в него до самой глубины мозговых извилин. Татары дают как бы синтез всей разнообразно пестрой истории страны. Под просторным и терпимым покровом ислама расцветает собственная подлинная культура Крыма. Вся страна от Меотийских болот до южного побережья превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями, горы — виноградниками, гавани — фелюками, города журчат фонтанами и бьют в небо белыми минаретами.
В тенистых улицах с каменными и деревянными аркадами, в архитектуре и в украшениях домов, в рисунках тканей и вышивках полотенец догорает вечерняя позолота византийских мозаик и облетают осенние вязи италийского орнамента.
[indent]После беспокойного[/indent] периода татарства времен Золотой Орды наступает золотой век Гиреев, под высоким покровом великолепной, могущественной и культурной Турции времен Солиманов, Селимов и Ахметов. Никогда — ни раньше, ни позже — эта земля, эти холмы, эти горы и равнины, эти заливы и плоскогорья не переживали такого вольного растительного цветения, такого мирного и глубокого счастья.
Но в XVIII веке Дикое Поле затопляет Крым новой волной варваров. На этот раз это более серьезно и длительно, так как эти варвары — русские, за их спиной не зыбкие и текучие воды кочевого народа, а тяжелые фундаменты Санкт-Петербургской империи.
Времена и точки зрения меняются: для Киевской Руси татары были, конечно, Диким Полем, а Крымское ханство было для Москвы грозным разбойничьим гнездом, донимавшим его неожиданными набегами. Но для турок — наследников Византии и для царства Гиреев, уже воспринявших и кровью и духом все сложное наследство Крыма с его греческими, готскими и итальянскими рудами, конечно, русские были только новым взмывом Дикого Поля. И держат они себя так, как обычно держали себя пришельцы с Дикого Поля: жестоко и разрушительно.
[indent]Еще с первой[/indent] половины XVIII века, с походов Миниха и Ласси, начинается истребление огнем и мечом крымских садов и селений. После присоединения, при Екатерине, Крым, отрезанный от Средиземного моря, без ключей от Босфора, вдали от всяких торговых путей, задыхается на дне глухого мешка.
Внешней агонии Крыма соответствует внутренняя. Основа всякого южного хозяйства — вода. Татары и турки были великими мастерами орошения. Они умели ловить самую мелкую струйку почвенной воды, направить ее по глиняным трубам в обширные водоемы, умели использовать разницу температур, дающую выпоты и росы, умели, как кровеносной системой, оросить сады и виноградники по склонам гор. Ударьте киркой по любому шиферному, совершенно бесплодному скату холма — вы наткнетесь на обломки гончарных труб; на вершине плоскогорья вы найдете воронки с овальными обточенными камнями, которыми собиралась роса; в любой разросшейся под скалой купе деревьев вы различите одичавшую грушу и выродившуюся виноградную лозу. Это значит, что вся эта пустыня еще сто лет назад была цветущим садом. Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста. Взамен пышных городов из “Тысячи и одной ночи” русские построили несколько убогих уездных городов по российским трафаретам и частью из потемкинского романтизма, частью для екатерининской рекламы назвали их псевдоклассическими именами — Севастополей, Симферополей, Евпатории. Древняя Готия от Балаклавы до Алустона застроилась непристойными императорскими виллами в стиле железнодорожных буфетов и публичных домов и отелями в стиле императорских дворцов. Этот музей дурного вкуса, претендующий на соперничество с международными европейскими вертепами на Ривьере, очевидно, так и останется в Крыму единственным монументальным памятником “русской эпохи”.
Трудно считать приобщением к русской культуре то обстоятельство, что Крым посетили в качестве туристов или путешественников несколько больших русских поэтов и что сюда приезжали умирать от туберкулеза замечательные писатели.
[indent]Но то,[/indent] что земли систематически отнимались у тех, кто любил и умел их обрабатывать, а на их место селились те, кто умел разрушать налаженное; что трудолюбивое и лояльное татарское население было приневолено к ряду трагических эмиграции в Турцию8, в благодатном климате всероссийской туберкулезной здравницы поголовно вымирало — именно от туберкулеза, — это показатель стиля и характера русского культуртрегерства.
[indent]Крымские татары[/indent] — народ, в котором к примитивно-жизнеспособному стволу монголизма были привиты очень крепкие и отстоянные культурные яды, отчасти смягченные тем, что они уже были ранее переработаны другими эллинизированными варварами. Это вызвало сразу прекрасное (хозяйственно-эстетическое, но не интеллектуальное) цветение, которое совершенно разрушило первобытную расовую устойчивость и крепость. В любом татарине сразу чувствуется тонкая наследственная культурность, но бесконечно хрупкая и не способная себя отстоять. Полтораста лет грубого имперского владычества над Крымом вырвало у них почву из-под ног, а пустить новые корни они уже не могут благодаря своему греческому, готскому, итальянскому наследству.
[indent]Татарское искусство:[/indent] архитектура, ковры, майолика, чекан металлов — все это кончилось; остались еще ткани да вышивки. Татарские женщины, по врожденному инстинкту, еще продолжают, как шелковичные черви, сучить из себя драгоценные растительные узоры. Но и эта способность иссякает.
В Бахчисарае, в ханском дворце, превращенном в музей татарского искусства, вокруг художника Боданинского, татарина по рождению, еще продолжают тлеть последние искры народного татарского искусства, раздуваемые дыханием нескольких человек, его охраняющих.
Исчерпывающие собрания татарских орнаментов были собраны художницей Чепуриной в Евпатории и Александрой Михайловной Петровой в Феодосии, но труды их до сих пор не изданы.
Отношение русских художников к Крыму было отношением туристов, просматривающих прославленные своей живописностью места. Этот тон был дан Пушкиным, и после него в течение целого столетия поэты и живописцы видели в Крыму только:
Волшебный край — очей отрада.
И ничего более. Таковы все русские стихи и картины, написанные за XIX век. Все они славят красоты южного берега, и восклицательных знаков в стихах так же много, как в картинах тощих ялтинских кипарисов. Среди этих гостей бывали, несомненно, и очень талантливые, но совершенно не связанные ни с землею, ни с прошлым Крымом, а потому слепые и глухие к той трагической земле, по которой они ступали.
[indent]Исключение[/indent] составляет только одна область Крыма, внешне наименее живописная и нарядная и потому реже посещаемая, — Киммерия. Здесь позднее, чем на западных берегах, были разрушены последние очаги средиземноморской культуры, и земля еще не успела остыть от напряженной жизни итальянских республик.
[indent]Пишущий [/indent] эти строки унес из своего раннего детства пиранезиевские видения деревьев, растущих из глубины севастопольских развалин, еще не восстановленных после осады, а в школьные свои годы застал Феодосию крошечным городком, приютившимся в тени огромных генуэзских башен, еще сохранивших собственные имена — Джулиана, Климентина... Констанца... на берегу великолепной дуги широкого залива, напоминавшего морские захолустья Апулии. Простонародье еще называло генуэзцев женовесцами, сохраняя в самом говоре подлинное итальянское произношение (genovesi). В городе еще оставались генуэзские фамилии. Некоторые из школьных товарищей ехали кончать образование не в Одессу, не в Харьков, а в Геную. Были старики, которые помнили Гарибальди, плававшего здесь юнгой с Лигурийского побережья, а в дом приходила продавать колбасу его тетка, которую почему-то звали по-немецки “фрау Гарибальди”. Еще тысячи незаметных нитей соединяли этот захолустный русский городок со старой метрополией.
Тротуары Итальянской улицы шли аркадами, как в Падуе и в Пизе, в порту слышался итальянский говор и попадались итальянские вывески кабачков. За городом начинались холмы, размытые, облезлые, без признака развалин, но насыщенные какою-то большою исторической тоской. Вот эта опаленная и неуютная земля, изъеденная щелочью всех культур и рас, прошедших по ней, осеянная безымянными камнями засыпанных фундаментов, нашла в себе силы, чтобы процвести в русском искусстве самостоятельной — киммерийской школой пейзажа. Эта школа определяется такими именами, как Айвазовский, Куинджи, Богаевский, и не столь яркими, как Фесслер, М. Петров, Лагорио, Шервашидзе, Латри... уроженцами Феодосии и ее окружности.
В этих мастерах не случайно отразился сплав рас, насытивших своими культурами землю Киммерии: Айвазовский — армянин, Куинджи — грек, Лагорио — итальянец, Фесслер — германец, Шервашидзе — абхазец, в Богаевском смесь польско-русская, а в Латри — армяно-английско-греческая.
Всех объединяет романтизм пейзажа.
[indent]Айвазовский[/indent] сыграл крупную роль в судьбах русской Феодосии. Блестящий романтик моря, виртуоз облаков и воздуха, — кистью Айвазовского было принято восхищаться не менее, чем кистью Брюллова, — он наполнил город, где мальчиком он разносил кофе, славой своего имени и придал ему тот характер итальянского “маэстризма” не очень высокого полета, в который сам был влюблен. Айвазовского не следует судить по произведениям второй половины его творчества, когда он фабрично повторял самого себя; славой своей он обязан не этим олеографиям. Он действительно передавал когда-то живой трепет великолепного моря, по которому к пьяцетта Догале его родного города подходили вспарусненные корабли “надменной” и “лукавой” Генуи. Врожденное чувство этой пышности озолотило колорит его ранних произведений.
Чабанский мальчишка Куинджи, привезенный Айвазовским в Шах-Мамай растирать краски и убежавший от него через неделю в Петербург, в академию, тоже был романтиком южной степи и облаков, и хотя север увел его навсегда из Киммерии, но насыщенность его колорита, напряженность красок говорят о древней южной душе, не забывшей золота, пурпура и лазури византийских мозаик.
[indent]Но глубже [/indent]всего Киммерия была отражена и преображена в картинах К. Ф. Богаевского, ставшего воссоздателем исторического пейзажа в России. Никто так не почувствовал древности этой оголтелой и стертой земли, никто так не понял ее сновидений и миражей. Искусство Богаевского — это ключ к пониманию пейзажа Киммерии и к сокровенной душе Крыма, бывшего и оставшегося “страной, измученною страстностью судьбы”.
Но напрасно гость, приезжающий с Севера, станет искать в Крыму произведений этих художников: в Феодосии он найдет только галерею Айвазовского, составленную из произведений художника, не проданных им при жизни. А так как тот распродавал все мало-мальски порядочное, выходившее из рук, то галерея, составленная но такому обратному подбору, не может дать представления о положительных сторонах его искусства. Богаевский представлен в Феодосийском музее несколькими этюдами с натуры, не дающими никакого понятия о его творческих пейзажах-галлюцинациях. Во всем Крыму не найти ни одного мазка кисти Куинджи. Чтобы понять киммерийское искусство, его надо разыскивать в галереях Москвы и Ленинграда. То же касается и археологических древностей.
На местах, в музеях Херсонеса, Керчи, Феодосии, Симферополя он увидит непонятные для непосвященного обломки мрамора, надписи и монеты; все же произведения, непосредственно говорящие уму и сердцу, давно находятся в Эрмитаже, в отделе древностей Босфора Киммерийского и Херсонеса. Империя беспощадно увозила сокровища Крыма.
Но что же тогда является памятниками Крыма?
— Развалины и пейзаж.
Каждая культура, каждый народ несет с собой свой собственный исторический пейзаж.
[indent]Мне довелось[/indent] однажды пробродить несколько дней по одной из “Сиерр” Старой Кастилии, в таком глухом горном углу, куда никогда не проникали мориски19 и где сохранился поэтому чистый кастильский, т. е. визиготский, тип. И каково же было мое изумление, когда я увидел все элементы Крымской Яйлы20 на этой “Сиерро ди Панкорбо”, отделяющей Старо-Кастильское плоскогорье от долины Эбро, а в чертах ее населяющей расы и даже в некоторых подробностях костюма узнал крымских татар области горной Готии.
Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму. Даже в Греции не найдешь такой сжатости. Это вытекает из расовой и культурной насыщенности Крыма.
Курганы и сопки унылых берегов Босфора Киммерийского; соленые озера, выветренные коридоры и каменные корабли горы Опук; усыпанные точно спелой пшеницей оранжевые отмели широких дуг Феодосийского залива; Феодосия с черным кремлем генуэзских укреплений, Коктебель с венецианским городищем и готическим нагромождением Карадага; <мыс> Меганом с благородно сухими, чисто греческими очертаниями; Судак с его романтической крепостью; Новый Свет со своими разлитыми можжевельниками — извилистый и глубокий, как внутренность раковины, — вот одно только побережье Киммерии. А дальше линия берега, развиваясь и меняясь с каждым новым мысом и заливом, то со сторожевыми башнями, выдвинутыми в самое море, то с селениями, отступившими в глубину страны, то розово-серая и пустынная, то обремененная каскадами зелени, — идет вдоль берегов Готии до низких обрывистых террас, на которых громоздятся развалины Херсонеса. Литания пейзажей Крыма нескончаема. Вдоль берега они нанизываются, как строфы лирической поэмы, по северным склонам они спускаются по руслам горных речек, бегущих у подножья пещерных городов и фантастических известняков Бахчисарая. Предгорья и степная часть Крыма не менее насыщены, чем горная область... Но я не могу и назвать всего Крыма.
Пусть археологи буква за буквой расшифровывают старые камни, занесенные прахом веков, и постепенно восстанавливают сложную и яркую мозаику истории: их работа еще долго не даст тех обобщений, которые станут доступны профанам. В нынешнем — русском — Крыму не осталось от прежних культур ничего, кроме пейзажа; но в нем можно прочесть все его прошлое. Это великолепная книга с рисунками гениального мастера. Южный берег — это плохонькие политипажи русской работы: их лучше не глядеть, чтобы не нарушить цельности впечатления. Для тех же, кому нравятся именно они, подлинный Крым недоступен.
За все время своей истории Крым, вероятно, не переживал ни разу такого запустения, как во времена екатерининского завоевания, и это вина не только русской расы и тяжелой имперской политики, но и его отрезанности от свободных морских путей, от животворящего дыхания Средиземного моря. Вот уже второе столетие, как он задыхается, как рыба, вытащенная на берег.
Только тогда, когда по старым караванным путям пройдет железная колея дороги сорок пятой параллели, он сможет сменить жабры на легкие и вздохнуть полной грудью.

<1924>
 
  
Дата: Пятница, 17.03.2017, 17:15 | Сообщение # 2
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)





Павел Казарин
: У вас есть собственный эмоциональный набор, связанный с Крымом?

Виталий Портников
: Вне всякого сомнения есть, но это скорее ассоциации исторического характера. Крым в моем восприятии всегда был важным цивилизационным центром и никогда не был курортом. Для меня самой большой загадкой, причем с детских лет, было восприятие Крыма как курорта. И самым ярким примером словосочетания, где одно слово противоречит другому, для меня является словосочетание «крымский пляж». Когда я стал ездить по миру, тогда увидел настоящие пляжи, и понял, что интуиция меня не подвела. Крым – что угодно, только не место пляжного отдыха. По моему мнению, крымское побережье для этого в принципе не приспособлено.

Крым был превращен в место массового отдыха только большевиками. А до этого времени это был, если говорить о южном береге Крыма, климатический зимний курорт, который российская аристократия пыталась противопоставить или дополнить, тут трудно сказать, - Лазурному берегу Франции. Ялта в ее дореволюционном состоянии – это лишь реплика Ниццы.

Но если говорить не о курорте, то Крым это, конечно, иллюстрация цивилизации. В этом смысле главное, что есть в Крыму, это крымскотатарское, караимское, еврейское наследие. То, что оставила античная колонизация, что оставили потом генуэзские и венецианские мореплаватели. Крепость в Судаке, в Феодосии, Бахчисарай - это всегда было именно тем, что вдохновляло художников и литераторов. Литературный образ Крыма - это Бахчисарайский фонтан, а вовсе не курортные удовольствия Алупки или Алушты. Самый романтический образ Крыма - это Судакская крепость на закате. Самый литературный образ Крыма - это волошинский Коктебель. Самые именитые курортники Крыма это Чехов и Леся Украинка. Самое важное, что открывают в Крыму археологи, это то, что осталось от пещерных городов, то, что составляло славу Крымского ханства, то, что превратилось затем в многоконфессиональный мир Евпатории или Старого Крыма. Таких примеров можно привести большое количество. И они есть в большом количестве разных культур - в крымскотатарской, еврейской, русской и украинской. То есть Крым всегда давал это цивилизационное вдохновение буквально всем. И Чехову, и Мандельштаму, и Грину, и Волошину. И это та часть культуры, которая нам близка с языковой точки зрения
[vr]
Генуэзская крепость в Судак[/vr]
А ведь есть огромные миры крымскотатарской и турецкой культур, связанные с Крымом, которые нам неизвестны. Неизвестны потому, что колонизаторы после оккупации Крыма екатерининскими войсками не просто стали оттуда выдавливать местное население, заселять Крым другими людьми и уничтожать его государственную и общественную инфраструктуру, они стали свой цивилизационный строй буквально надстраивать над существовавшим, маргинализуя существовавшие прежде. Примерно так же, как они делали в Украине или в Беларуси, или в Польше. Где-то у них получилось лучше, где-то хуже. Но, тем не менее, понятно, что для нас этот цивилизационный слой, который мог бы представлять славу и успех Крыма, был скрыт под дачным песком. И уже затем на этом дачном песке что проросло, то проросло. Хорошо, что пророс Волошин или Грин. Плохо, что проросла неизбывная дикая агрессивная провинция. Которая дала свои реальные всходы уже после большевизма

Говорят, что есть русский миф о Крым: непотопляемый авианосец, две обороны Севастополя, два города воинской славы и прочее. И есть крымскотатарский миф о Крыме: пользуясь формулой Максимилиана Волошина он про «растоптанный мусульманский рай». А почему полноценного украинского мифа о Крыме за период с 1954 по 2014 так и не появилось

Ну он и не мог появиться, потому что Крым был частью советской Украины. А в советской Украине даже украинского мифа об Украине по сути не было. Были лишь этнографические концерты по разрешению ЦК партии. О каком тогда можно говорить украинском мифе о Крыме? Разве был украинский миф о Донецкой области? О Кировоградской? О Харьковской? Этих мифов тоже не было, хотя там всегда была Украина. Наоборот, весь этот украинский миф засыпался колонизационным песком, потому что вся Украина была такой же колонией Советской России, такой же оккупированной территорией, как и сам Крым. Поэтому об этом говорить не приходится

При этом украинский миф о Крыме вне всякого сомнения мог бы возникнуть потому что для этого были все возможные этнографические основания. Ведь до войны, когда создавалась крымская автономия, ее коренными народами были признаны крымские татары и караимы, а для других народов, которые представляли по мнению даже тогдашних советских властей, неотъемлемую часть Крыма, были созданы национальные районы. Они создавались как для караимов и крымчаков, так и для немцев и украинцев. Украинский национальный район в Крыму был создан изначально. Это означает, что украинцы, даже когда Крым был частью РСФСР, жили там сами по себе. Их никто не переселял, в Крыму были украинские села, в Крыму говорили по-украински. Так было испокон веков, потому что испокон веков Крым взаимодействовал с Украиной, с украинской степью. Крымское ханство простиралось на материковую часть именно там, где была Украина. А вот взаимодействия Крыма и России иначе, как посредством оккупационной армии и флота, не было никогда.

И я напомню, что такое русский миф о Крыме. Русский миф о Крыме - это миф агрессора, завоевателя и дачников. Это миф пляжного зонтика и автомата Калашникова. Ничего другого русского в Крыму не было, нет и уже никогда не будет.

С 2014 года Крым живет в составе России. Разве это не возможность для того же Кремля формировать русский миф о Крыме?

Так ведь нет же никакого русского мифа о России. Есть имперский миф. В самой России люди не очень думают о русской культуре, о русском наследии. Все то, о чем я говорил, когда говорил о Крыме, это русский миф – Волошин, Мандельштам, Цветаева, Грин, Чехов. Возникает вопрос, насколько это современной России нужно? Насколько это подтверждает ее величие и территориальные права? Ведь я хотел бы все-таки напомнить, что все те имена, которые я произношу, они самого Крыма как такового не очень касались. Крым во многом для этих людей был исключительно местом вдохновения. Волошин не был поэтом исторического Крыма, он был скорее поэтом пейзажа, если говорить о полуострове. И Мандельштам не был поэтом исторического Крыма, он тоже был поэтом пейзажа. «Где обрывается Россия, над морем черным и глухим». Да, это Мандельштам, но это пейзаж, а не страна. Грин писал в Крыму «Алые паруса» - фантастические вещи. Но это было не о Крыме.

Потому что эти люди никогда сам Крым не чувствовали, он не был для них родиной. Прекрасный пример такого отношения к Крыму это строки Александра Твардовского. Твардовский был дачником в Крыму и он это четко ощущал: «Белый домик, белый городок, белые дымящиеся стежки. Как далек, немыслимо далек ровный край ячменя и картошки». Немыслимо далек с точки зрения самого русского из русских поэтов. Твардовский как никто понимал – Крым немыслимо, космически далек от России. Что еще нужно процитировать, чтобы продемонстрировать, что Крым не имеет к русскому мифу и к России вообще никакого цивилизационного отношения? Это просто оккупированный и порабощенный край. Да, край, в котором живут свои колонисты. Но колонисты во многих местах живут. И насколько эти территории стали их территориями – это большой вопрос.

В Северной Ирландии британские колонисты были готовы защищать покоренную землю с помощью оружия и защищают до сих пор, только демография может заставить их поступиться своими интересами рано или поздно. В Южной Африке буры были готовы защищать свои интересы с помощью оружия как от англичан, так и от коренного населения. Только демография заставила их поступиться интересами и отдать страну тем, кому она принадлежит. В Крыму демография на стороне поселенцев. Но эти поселенцы хоть раз боролись за то, чтобы утвердить свою русскость? Нет, они спокойно ждали, пока придут вежливые человечки и скажут им, что теперь они живут в России.

Если бы Крым с 1991 года начал бы войну или борьбу за присоединение к России, мы сказали бы: вот видите, там живут люди, которые считают себя неотъемлемой частью русского мира. Ничего подобного в Крыму не происходило даже отдаленно. Даже отдаленно не происходило того, что было хотя бы в Абхазии или в Южной Осетии, где вне всякого сомнения были люди, которые – несмотря на то, что это разжигалось из Кремля - не хотели быть вместе с грузинами. Это факт. Были ли в Приднестровье люди, которые не хотели быть вместе с молдаванами? Были. Они взяли в руки оружие и готовы были воевать вместе с русскими солдатами, которые там находились в 1991 году. У них было политическое сознание, отличное от сознания остальной части Молдовы, к большому сожалению. Или Карабах. Совершенно очевидно, что армянское население Карабаха хотело, чтобы эта территория стала частью Армении, оно готово было за это воевать. Мы все это видели в 90-е годы.

А что мы в 90-е годы видели в Крыму? Историю с президентом Мешковым, которого предали даже собственные соратники из «Русского блока»? Вялые выступления небольшого количества людей, которые не интересовали большинство крымчан, живших своей жизнью? Что? Я не призываю крымчан к вооруженному сопротивлению Украине. Я просто напоминаю, что этого никогда не было. И это тоже говорит о том, что люди, которые жили на этой территории, своей эту территорию не воспринимали. Они просто там жили как поселенцы и хотели, чтобы им обеспечили комфортную поселенческую жизнь. А те люди, которые там жили и хотели жить в России, всегда уезжали в Россию.

Но при этом в Украине сегодня порой говорят: а какой смысл нам возвращать Крым, если он все равно заселен теми самыми дачниками, которые равнодушны к украинским ценностям, украинскому политическому проекту и будут выступать в роли Бабы Яги, которая всегда против?

Не существует вопроса о возвращении Крыма в моем сознании. Зато в моем сознании существуют два других вопроса. Это вопрос о восстановлении международного права и вопрос о восстановлении справедливости. Это два неразрывных вопроса, связанных с документами ООН.

Первый вопрос связан с тем, что впервые в новейшей истории одна из стран изменила свои государственные границы путем присоединения территории другого государства без всякого согласия этого государства. Никакой пример Косово не является тут убедительным, потому что Косово провозгласило свою независимость, а не присоединилось к Албании. Нет никакого третьего государства, которое бы воспользовалось его отделением от Сербии. И вопрос отношений между Сербией и Косово - это вопрос двустороннего конфликта, точно также как можно было бы считать вопросом двустороннего конфликта отношения между Крымом и Украиной, если бы Крым вдруг заявил о своей независимости.

Но, тем не менее, сейчас мы имеем совершенно другую ситуацию, когда Россия присоединила к себе часть чужой территории. Абсолютно незаконно, вопреки межгосударственным договоренностям с Украиной, вопреки собственной конституции, вопреки конституции Украины. И Украина должна быть заинтересована в том, чтобы Крым стал контролироваться ею даже не с точки зрения собственных интересов, а ради интересов цивилизованного мира. Это наша миссия – восстановление международного права. Потому что если международное право не будет восстановлено, мы вернемся в 1914 год. И непонятно как из этой ситуации выйдем. Потому что если 1914 год окончился Первой мировой войной, то Третья мировая война может привести к тому, что нечего и не к кому будет присоединять. Это один вопрос.

Второй вопрос - это вопрос восстановления справедливости. Оно состоит в том, что крымская автономия должна наконец получить реальный статус, тот, который связан с национальным самоопределением коренных народов Крыма. Сейчас фактически это крымские татары, потому что другие коренные народы Крыма, по сути, либо уничтожены, либо маргинализированы. Это не та ситуация, которая была в 1918 году, допустим. Караимов практически не осталось, крымчаков вообще не осталось, лишь несколько десятков человек после Холокоста выжили как этническая группа. И совершенно очевидно, что крымские татары имеют право на конституциирование Крыма в качестве собственной национальной государственной автономии, естественно при соблюдении прав всего остального населения полуострова.

Но должны быть предприняты шаги, которые всегда принимаются в тех случаях, когда коренной народ составляет меньшинство населения. Возможно это создание специальной палаты парламента с возможностью введения определенного квотирования при заполнении вакансий в государственных структурах. Возможно путем принятия специальных мер для поддержки крымскотатарского языка и культуры. Я не готов сейчас обсуждать подробности, но я могу сказать только одну вещь: Автономная Республика Крым может существовать только как автономия крымских татар, потому что никакой другой автономии в Крыму быть не может.

Сейчас Крым является республикой в составе России при том, что это республика русских в государстве, где большинство населения составляют русские. Это очень странная республика. Потому что никакой другой республики подобного типа в Российской Федерации нет, все остальные республики являются республиками народов России. От Карелии, где коренной народ составляет чуть более 10% населения, до Чечни, где коренной народ составляет более 90% населения. Вопрос не в количестве, а в национальном представительстве. И у меня вопрос: а чье национальное представительство в России сегодня обеспечивает Республика Крым? Крымских татар? Для них были приведены все эти меры по аннексии Крыма? Для того чтобы улучшить их ситуацию, появились в Крыму вежливые зеленые человечки? Или все-таки для этнических русских? Но если для этнических русских, то почему это республика, а не Крымская область в составе России? Это вопрос, на который тоже необходимо дать ответ.

А если Крым вернется в состав Украины, то опять-таки возникнет вопрос, что такое Автономная Республика Крым, для кого она была? Русские в Украине не являются каким-то особым этносом, требующим специальной защиты. Их язык, культура, национальное представительство совершенно равномерны на всей территории страны и очень часто неравномерны, если говорить о роли русского языка. Поэтому новая крымская автономия может быть только крымскотатарской, я в этом совершенно убежден. И опять-таки параметры автономии должны быть выписаны так, чтобы не ущемлять права представителей всех остальных национальностей полуострова.

Часто создается ощущение, что на ментальной карте Украины есть самые разные регионы страны, включая даже Донбасс, но только не Крым. Что с этим делать? И насколько справедливо, на ваш взгляд, подобное заявление?

Государства существуют в современной Европе и в мире, не за счет того, что каждый из их регионов олицетворяет некий важный для народа элемент исторической памяти.

Есть, например, Франция, где каждый уголок дышит французским мифом. Париж или замки Луары, или Орлеан. Всюду дух Франции. Но вот вопрос, как много французского в Руссильоне, где люди до сих пор говорят на каталанском языке, где над административными зданиями развеваются каталанские флаги и где подают кухню, более приемлемую по ту сторону границы, в Каталонии, чем в самой Франции? И где до сих пор главной достопримечательностью являются испанские пограничные замки, в которых сейчас работают французские музеи.

Или еще один пример - Савойя, Лазурный берег Франции. Ницца, репликой которой стала Ялта. Памятник кому стоит на центральной площади Ниццы? Джузеппе Гарибальди. Он там родился. Это его родной город, потому что это Савойя. Это точно часть французского мифа? Джузеппе Гарибальди – французский национальный герой? Вместе с тем нет ничего более французского с точки зрения обычного человека, чем Ницца, Канны, Ментон, где сегодня проходит фестиваль лимонов, одно из самых французских туристических празднеств в календарном году. Но Ментон это ведь тоже не Франция, это часть княжества Монако, проданная Франции в свое время, для того чтобы построить в Монте-Карло знаменитое казино. А не было бы этой продажи, Ментон вообще бы Францией не считался, а был бы частью пограничного государства между Францией и Италией.

Или вот Италия, где все вообще дышит итальянским мифом. Рим, Флоренция, Венеция, Пиза, Лукка, Неаполь, Палермо – все итальянские названия, имена, ассоциации. Но что делать с Мерано - столицей южного Тироля? Где до сих пор говорят по-немецки, где выходят немецкие газеты, где люди здороваются друг с другом не «ариведерчи», а «грюс гот», где первое, что спрашивают вас, когда вы приезжаете в гостиницу, знаете ли вы, что здесь было в 1918 году, когда итальянские войска заняли территорию Тироля до перевала Бреннер. Где спрашивают вас, знаете ли вы историю национально-освободительной войны тирольцев, которые совершали террористические акты против итальянских полицейских участков уже после Второй мировой войны в 50-60 годы, и только Европейский Союз примирил жителей этой части Италии с Италией. А ведь рядом находится Австрия, которая помнит о Тироле. Рядом с вокзалами которой главные улицы, ведущие в центр, носят имена городов южного Тироля, как знак того, что часть родины осталась за австрийской границей.

Но там же рядом и Каринтия со словенскими селами и со словенским языком в этих селах. С памятью о том, что культурной меккой для некоторых жителей этих сел является Любляна, а не Вена или Клагенфурт. Что делать с этими селами?

И таких примеров можно привести десятки. Одним из самых ярких таких примеров была довоенная Польша с ее восточной Галицией, с ее украинскими и белорусскими селами. Да, все эти территории стали частью советской Украины и Беларуси, но Польша оставалась бы такой и после войны, если бы не операция «Висла», которая перемешала украинское население страны по всем ее регионам от Гданьска и Еленя-Гура до Кракова и Варшавы. Но если бы не было этой операции, сейчас вдоль границы Польши был бы большой украиноязычный или русиноязычный регион Лемковщины. Который был бы очень непохож на саму Польшу с ее исторической памятью.

И вся Европа такова. Никакой другой Европы не существует. А если посмотреть реально на саму Россию с ее историческими мифами, то мы обнаружим, что их тоже много и что они разные. Москва, Петербург, Ярославль, Владимир, Владивосток, Хабаровск, даже Грозный - это все разные русские мифы. И я хотел бы знать, какое отношение к русскому мифу имеет республика Тува? Там живут русские? Там происходили какие-то события русской истории? Там родился хоть один русский писатель или поэт? И вообще – что говорит Тува русскому человеку? Да, это место, где президент Путин отдыхал с князем Монако, но он во многих местах мог бы отдыхать с князем Монако.

Республика Бурятия – это часть русского мира? Это обширное пространство со своей цивилизацией, языком, культурой, историей. Пространство, скорее цивилизационно связанное с Монголией и Китаем, причем на протяжении тысячелетий. И отсутствие русского мифа как-то мешает их нахождению в составе Российской Федерации.

Поэтому когда начинают выделять какие-то регионы в Украине, в которых мифа нет, это очень опасный путь, потому что он не имеет никакого отношения к реальности. Да, наверное, в Крыму нет такого украинского мифа, как в Полтаве, Сумах или во Львове. Но и в Нанте другой французский миф, чем в Париже. Там, где стоят старые замки бретонских правителей, там совершенно иная Франция, чем в Орлеане. В Дижоне, где стоит дворец короля Бургундского, чуть ли не главного врага Франции, - другая Франция, чем где-нибудь по течению Луары. Но так устроен мир.

Кстати говоря, даже в Канаде или Соединенных Штатах вы увидите совершенно разные виды мифов. Миф южных штатов отличается от мифа северных коренным образом. А миф французской Канады, которая ставит своим героям памятники даже в английских провинциях, где эти герои были расстреляны после неудавшихся восстаний, уж точно отличается от мифа английской Канады.

Но при этом с 2014 года Украина договаривается о самой себе. А аннексированный Крым оказался залит формалином и во всей этой выработке социального договора участия не принимает. Для него не дана, например, история про защиту украинской государственности через участие в волонтерстве и добровольческом движении. В тот момент, когда Украина будет восстанавливать свой суверенитет над Крымом, окажется, что там живут люди, которые существуют в совершенно другой реальности.

Во-первых, я не согласен, что Украина только с 2014 года договаривается о самой себе. Я думаю, что Украина договаривается о самой себе последнее столетие. Украина договаривалась о самой себе, когда спорили Шевченко и Кулиш, когда спорили Франко и другие деятели национального движения на Галичине. Когда Леся Украинка приезжала к Кобылянской. Когда появились первые украинские партии. Когда Украинская греко-католическая церковь и украинские националисты Мельник и Бандера полемизировали о том, какими должны быть подходы к ее существованию в Польском государстве. Когда на самой Украине была борьба между коллаборационистами, которые готовы были служить империи, и теми, кто считал, что Украина может существовать только как независимый организм. Это происходит очень давно. Это всегда здесь происходило, в большей степени, возможно, в виде этнического проекта.

Украинский народ был, были цивилизация и государственность и все время существовали представления о том, как это должно развиваться. И Крым с этой цивилизацией успешно взаимодействовал вплоть до екатерининской оккупации. Именно екатерининская оккупация – это то, что сломало цивилизационный стержень полуострова.

Но то, что Крым живет собственной жизнью, это понятно. Как это отразится на его населении после освобождения, я не знаю. Думаю, по-разному. Какая-то часть людей выедет в Украину опять-таки, потому что будет искать более понятной жизни. Какая-то большая часть людей, я думаю, уедет в Россию. Думаю, их будет гораздо больше, чем нам кажется - потому что если в Крыму и есть люди, которые хотят жить в России, то они скорее всего в Россию и уедут. Потому что они не найдут своего места в украинском Крыму, потому что будет ясно, что если Крым опять стал украинским, то уже никогда он российским не станет. Эти люди раньше жили в Крыму, думая, что он советский, а не украинский. Они никогда не жили в украинском Крыму. Это надо точно понимать. И мы не знаем, сколько этих людей, возможно очень много.

И советский Крым закончится тогда, когда российские войска и военно-морской флот уйдут из Крыма навсегда. Они уйдут вместе с большим количеством гражданского населения. И больше не нужно будет решать их проблемы – эти проблемы нужно будет решать России.

Ну и будут люди, которые останутся в Крыму, потому что он для них сам по себе является ценностью и потому что для них является ценностью, что полуостров является частью Украины. И это будет население, которое ничем не будет отличаться от населения, условно говоря, Херсонской или Львовской областей. Я вообще никаких проблем не вижу.

Будет изменение демографического состава Крыма. Потому что в Крым приедет большое количество людей с материковой Украины. Начнется новое перезаселение, как было в 50-е годы. Ну а тот, кто считает себя русским колонистом, уедет из Крыма. Не потому, что его оттуда выгонят, а потому, что ему там не будет места для самого себя. Колонисту никогда нет места в колонии, которая становится свободной.

А что, на ваш взгляд, из того, что происходит в Украине в последние три года является самым важным? Из того, что нужно объяснять крымчанам.

Происходит становление политической нации. Очень трудное, но оно происходит. И мы сейчас не обсуждаем качество этой нации: я, например не считаю, что оно является высоким. Но то, что реально отличало украинцев от румын или поляков до 2014 года, так это отсутствие этой политической нации.

Румыния тоже больна всеми теми же проблемами, что и Украина: отсутствием у населения стратегического понимания будущего, коррупцией, двойной моралью, циничным политическим классом, готовностью жить сегодняшним днем, не понимая, к чему завтра приведет то или иное действие, имитационным гражданским обществом. Все это есть и в Украине, и в Румынии. Но в Румынии даже в советские социалистические времена была политическая нация. У румын от, условно говоря, Тимишоары до Сучавы не было никакого сомнения в том, что они румыны. Была проблема венгров в Румынии, но события в Тимишоаре в последний период правления Николая Чаушеску, с которых и началось восстание против него, превратили венгров в часть румынской политической нации.

Венгры стали катализатором выступления против диктатуры Чаушеску. Был венгерский священник, который стал символом этого сопротивления, которое из Тимишоары перекинулось в собственно румынские регионы, и это очень важный объединяющий момент. Это, кстати, то, что произошло и в Украине в 2013-14 годах – буквально на наших глазах. И это важное качественное подобие Украины - Румынии.

Я не случайно провожу эту важную параллель. То, что страна избавляется от патернализма, от советского представления о государственности – это все очень тяжелый процесс, людям это не нравится, это приводит к различным эмоциональным и социальным реакциям, но это тоже происходит. То, что происходит коренной разрыв с имперским мифом, и это началось именно в 2014 году, после оккупации Крыма и Донбасса - это тоже факт. Потому что до 2014 года многие жители центральных и восточных регионов Украины воспринимали свою страну как цивилизационное продолжение России. Этого уже почти нет. И это действительно цивилизационный разлом.

Легко быть украинцем, когда у тебя родители из Житомира или из Ровно, когда тебе пели колыбельные на украинском. А как быть, если у тебя всего этого не было? Что делает украинца – украинцем по состоянию на 2017 год?

Евреем тоже быть очень легко, когда у тебя папа и мама евреи, когда тебя воспитывают в еврейской традиции, когда ты прекрасно понимаешь, где твои исторические корни. И если ты репатриируешься из Киева, Симферополя или Москвы в Израиль, ты прекрасно понимаешь, куда ты попал: в страну, где живут евреи. А представь себе, что ты украинец. Из Ровно, у которого мама и папа украинцы. И что у тебя жена еврейка. И ты тоже приехал в Израиль в одном самолете с этим юношей еврейского происхождения. И получил тот же самый паспорт в руки. Паспорт же вас не объединяет, правда? Но вас объединяет автомат УЗИ, который вам дадут, когда вы пойдете служить в израильскую армию, и когда вы оба с оружием в руках будете прикрывать друг друга, защищая свою страну. Так получаются израильтяне. И точно так же получаются украинцы.
 
  
Форум » Обо всём » Интересно и познавательно » Максимилиан Волошин КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ПАМЯТНИКИ КРЫМА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: