Предисловие В чем состоит христианское совершенство? Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя. О надежде на единого Бога и уверенности в Нем. Как можно узнать, с ненадеянием ли на себя и совершенною надеждою на Бога действует кто? О погрешительности мнения тех, которые почитают чрезмерную печаль добродетелью Некоторые ведения, служащие к очертанию предела и пространства неверия себе и полного упования на Бога. О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы он не недуговал неведением О том, почему неправо судим мы о вещах и как стяжать правые о них суждения О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости. Как обучить волю свою, чтоб она во всех делах своих, внутренних и внешних, как последней цели искала одного благоугождения Богу. Некоторые напоминания, могущие подвигать волю нашу на желание всяким делом благоугождать Богу. О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке, и о борьбе их между собою. О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной, и о деланиях, какие должна проходить воля, чтобы стяжать навык в добродетелях Как быть, когда высшая разумная воля кажется совсем будто побеждаемою волей низшею и врагами О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно Как воину Христову следует утром устроять себя на брань В каком порядке следует нам поборать свои страсти Как поборать внезапно поднимающиеся движения страстей Как поборать плотские страсти? Как поборать нерадение? Об управлении и добром пользовании внешними чувствами О том, что те же чувственные предметы,о которых мы говорили, бывают средствами и орудиями к доброму управлению наших чувств, если от них будем мы переходить к помышлению о воплощении Бога Слова и о таинствах Его жизни, страданий и смерти Как от чувственных впечатлений переходить к нравственно-назидательным урокам Общие уроки об употреблении чувств О том, как управлять языком Как исправлять воображение и память Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре препобеждать врагов своих Что делать, когда бываем уранены на брани Какого порядка держится диавол в ведении брани духовной со всеми и как прельщает людей разных состояний нравственных Как диавол утверждает грешников в рабстве греху Как враг удерживает в своих сетях тех, кои осознали бедственное свое положение и хотят избавиться от него, а к делу не приступают. И отчего добрые наши намерения нередко не приводятся в исполнение О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь Как враг отклоняет от добрых дел и портит их Как враг сами добродетели обращает во вред делателям Некоторые указания, благопотребные в деле препобеждения страстей и стяжания добродетели О порядке стяжания добродетелей Какие расположения требуются для успеха в стяжании добродетелей вообще и как вести дело навыкновения в одной какой В добродетелях упражняться надобно со всем усердием и непрестанно Не должно убегать встречающихся случаев к доброделанию Должно любить случаи к добродетелям, особенно затруднительные Как в разных случаях можно преуспевать в одной и той же добродетели Сколько времени надлежит упражняться в каждой добродетели и каковы признаки преуспеяния в ней О том, что не следует слишком сильно желать освобождения от претерпеваемых скорбей, предаваясь всецело в волю Божию Предостережение от злых советов диавола в добром Если судим строго ближних, то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть эту склонность О молитве Что такое умная, или внутренняя, молитва и каких видов она бывает Как научиться молиться сим образом О молитве своей, самим молящимся слагаемой О кратких молитовках, или кратких молитвенных к Богу воздыханиях О молитве Иисусовой Способствование к успеху в навыкновении молитве Дело молитвы в невидимой брани
ЧАСТЬ ВТОРАЯ О Пресвятом Таинстве Евхаристии Как надлежит принимать Святое Таинство Евхаристии, или принимать Христа Господа таинственно — в Таинствах Как углублением в Таинство Евхаристии возгревать в себе любовь к Богу О причащении духовном О благодарении Бога О преданности в волю Божию О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца О хранении и испытании совести О приготовлении к брани с врагами в час смертный О четырех бывающих в час смерти искушениях вражеских. — Первое искушение — против веры, и о способе преодоления его Второе искушение в час смерти — отчаянием Третье искушение в час смерти — тщеславием Четвертое искушение в час смерти — призраками О духовном мире сердца Для сохранения внутреннего мира Мало-помалу установляется мир в сердце Для мира сердца надо убегать почестей и любить смирение и нищету Необходимо душе пребывать уединенною в себе, чтоб Бог осенил ее миром Своим О благоразумии в делах любви к ближним для мира душевного Душе, обнажась от своей воли, надлежит предавать себя Богу Не ищи утех и наслаждений, а единого Бога Не малодушествуй, когда отходит или пресекается внутренний мир Многи козни врага на разорение внутреннего мира: блюисьд Не должно смущаться оскудением духовных чувств и другими внутренними искушениями Искушения всякие во благо нам посылаются Врачевство против смущения какими-либо легкими погрешностями и слабостями Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный
Послесловие
СЛОВА СВЯТИТЕЛЕЙ
Предисловие
Составлено старцем Никодимом к рукописи, которою он пользовался.
Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей название “Невидимая брань”. Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самих предметов, о коих они поучают (Книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход — потому что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит — потому что содержит устав священнодействий для колена Левитского; книги Царств — потому что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия — потому что благовествуют радость велию, яко родися Спас миру Христос Господь (Лк. 2, 10, 11) и указывают всем верный путь ко спасению и наследию вечно-блаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа “Бранью невидимой”?
Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах, явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст пред Богом обет — воевать за Него, во славу Божественного имени Его даже до смерти (почему написанное в книге Чисел (21, 14): сего ради глаголется в книзе: Брань Господня — иносказательно написано о сей невидимой брани), и о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властям, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12).
Воины, ведущие борьбу в этой невидимой брани, поучает она, суть все христиане; военачальником их изображается Господь наш Иисус Христос, окруженный и сопровождаемый тысяченачальниками и стоначальниками, т.е. всеми чинами Ангелов и святых; поприще брани, бранное поле, место, где происходит сама борьба, есть собственное наше сердце и весь внутренний человек; время брани — вся наша жизнь.
Какие же суть оружия, в которые облекает своих воинов эта невидимая брань? Слушай. Шлемом для них служит совершенное себе неверие и совершенное на себя ненадеяние, щитом и кольчугой — дерзновенная вера в Бога и твердое на Него упование; броней и нагрудником — поучение в страданиях Господа; поясом — отсечение плотских страстей; обувью — смирение и немощности своей постоянное признание и чувство; шпорами — терпение в искушениях и отгнание нерадения; мечом, который непрестанно держат они в одной руке, — молитва, как словесная, так и мысленная — сердечная; копьем трехострийным, которое держат они в другой руке, — твердая решимость отнюдь не соглашаться на борющую страсть, отрывать ее от себя с гневом и ненавидеть от всего сердца; средством и пищею, которыми подкрепляются они на сопротивление врагам, — частое причастие Богообщения, как таинственного от таинственной жертвы, так и мысленного; светлою и безоблачною атмосферой, дающею им возможность издали усматривать врагов, — всегдашнее упражнение ума в познавании того, что право есть пред Господом, всегдашнее упражнение воли в вожделевании одного того, что благоугодно Богу, мир и спокойствие сердца.
Здесь, здесь, в этой Невидимой Брани (т.е. в книге) или, лучше сказать, в этой Брани Господней воины Христовы научаются познанию различных прелестей, многообразных козней, недомыслимых лукавств и хитростей воинских, какие употребляют против них мысленные супостаты, посредством чувств, посредством фантазии, посредством лишения страха Божия, особенно же посредством четырех прилогов, какие вносят они в сердце во время смерти, — разумею прилоги неверия, отчаяния, тщеславия и преображения их самих в Ангелов света. Научаясь же распознавать все сие, они и сами при этом умудряются, как разрушать такие козни врагов и противоборствовать им, и познают, какой тактики и какого закона брани должно им в каком случае держаться и с каким мужеством вступать в борьбу. И коротко скажу, этою книгою всякий человек, желающий спасения, научается, как побеждать невидимых врагов своих, чтоб стяжать сокровища истинных и божественных добродетелей и за то получить нетленный венец и залог вечный, который есть единение с Богом и в нынешнем веке, и в будущем.
Примите же, христолюбивые читатели, настоящую книгу радостно и благосклонно и, научаясь в ней искусству невидимой брани, старайтесь не просто только воевать, но и законно воевать, воевать как должно, чтоб и увенчанными быть, потому что, по апостолу, бывает, что иной хоть и подвизается, однако ж не венчается, если незаконно подвизался (2 Тим. 2, 5). Облекитесь в оружия, какие она указывает вам, чтоб насмерть поразить ими своих мысленных и невидимых врагов, кои суть душепагубные страсти и их устроители и возбудители — демоны. Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским (Еф. 6, 11). Вспомните, как при святом Крещении обещали вы пребывать в отречении от сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всей гордыни его, т.е. сластолюбия, славолюбия, сребролюбия и прочих страстей. Подвизайтесь же сколько можете, чтоб обратить его вспять, посрамить и победить во всем совершенстве.
А какие воздаяния и награды имеете вы получить за такую победу свою?! Весьма многие и великие. И послушайте о них из уст Самого Господа, Который обещает их вам в Святом Откровении слово в слово так: Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия (Апок. 2, 7). Побеждаяй не имать вредитися от смерти вторыя (там же, ст.11), побеждающему дам ясти от манны сокровенныя (там же, ст. 17). Побеждающему и соблюдающему дела Моя до конца, дам ему власть на языцех... и дам ему звезду утреннюю (там же, ст. 26-28). Побеждаяй той облечется в ризы белыя... и исповем имя его пред Отцем Моим и пред Ангелы Его (там же, ст. 3, 5). Побеждающему сотворю столпа в церкви Бога Моего (там же, ст. 3, 12). Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем (там же, ст. 3, 21). Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына (там же, ст. 21, 7).
Видите, какие удостоения! Видите, какие воздаяния! Видите этот осьмисоставный и многоцветный нетленный венец или, лучше, эти венцы, которые сплетаются для вас, братия, если победите диавола! Вот об этом теперь и пекитесь, из-за этого подвизайтесь и от всего воздерживайтесь, да никтоже приимет венца вашего (Апок. 3, 11). Ибо воистину стыд великий, что те, которые подвизаются на ристалищах в телесных и внешних подвигах, в пять раз больше от всего воздерживаются, чтобы получить какой-нибудь тленный венец из дикой маслины, или из пальмовой ветви, или из финиковой, или из лавровой, или из миртовой, или из другого какого растения; а вы, имеющие получить такой нетленный венец, проводите жизнь свою в нерадении и беспечности. Не пробудит ли вас от этого сна хоть слово св. Павла, который говорит: не весте ли, яко текущии в позорищи, вси убо текут, един же приемлет честь? Тако тецыте, да постигнете: всяк бо подвизаяйся от всех воздержится: и они убо да изтленен венец приимут, мы же неизтленен (1 Кор. 9, 24-25).
Если же, воодушевившись ревностью, сподобитесь вы такой победы и таких светлых венцов, то не забудьте тогда, братия мои, помолиться ко Господу о прощении грехов и того, кто был вам споспешником к получению такого блага посредством настоящей книги. Прежде же всего не забудьте воздеть очи свои к Небу и воздать благодарение и славу первому Источнику и Совершителю такой вашей победы, Богу и Началовождю вашему Иисусу Христу, говоря каждый к Нему оное Зоровавелево слово: “От Тебя, Господи, победа... и Твоя есть слава; я же, точию раб Твой” (2 Ездры 4, 59), и другое, пророком Давидом изреченное: Тебе, Господи, величество, и слава, и одоление, и исповедание, и крепость (1 Парал. 29, 11), ныне и во веки веков. Аминь.
Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страстей.
Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет все способы умертвить нас.
Но нет у диавола ничего столь вредного, от чего не нашлось бы у нас противоборствующего средства. Нет такой тайной сети, о которой не имели бы мы сведения.
Когда в дружине есть целомудрие, послушание, порядок и воинская доблесть, она делается страшной для противников... То же самое должно быть и у нас в брани с демонами, однако же не бывает, потому что ополчаемся мы не против них друг с другом, но друг против друга с ними. Удивляться должно не тому, что нас побеждают, но еще больше тому, что, ничего не делая для победы, желаем победить.
Нашёл замечательную начитку книги "НЕВИДИМАЯ БРАНЬ" в исполнении Виталия Редько. Рекомендую также другие работы по озвучке этого исполнителя (полное издание добротолюбия и много другого)
кстати, кому тяжело читать, проблемы со зрением, рекомендую ТВСПАС, (Русская православная церковь, Московский патриархат) Очень широкий выбор аудиокниг
"....В чем существо совершенной преданности в волю Божию, узнается, когда она проявится в силе своей. Она приходит сама собой, и нет особых правил на стяжание ее, чтоб можно было сказать: делай то и то, и получишь. Она растет незаметно под ненадеянием на себя и надеждою на Бога. Помянул же я об ней здесь, потому что надо же было где-нибудь помянуть, а помянутие в конце предыдущей главы о принесении себя в жертву Богу подало повод помянуть о ней теперь. Предание себя в волю Божию всецелое и есть принесение себя Богу во всесожжение. Свидетельствуется сие состояние умертвием себе — своим разумениям, своим хотениям и своим чувствам и вкусам, чтоб жить Божиим разумом, в Божией воле и во вкушении Бога. В сем деле впереди нас Господь Спаситель. Он всего Себя предал Богу и Отцу и в Себе нас, ибо мы от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Поспешим же вслед Его, так как Он за нас дал слово Богу Отцу (Ин. 17, 19), чая, что мы действительно будем таковы и так поступим." Преподобный Никодим Святогорец
О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости.
Как необходимо, как сказали мы, блюсти ум от неведения, так равно необходимо блюсти его и от противоположного неведению многоведения и любопытства. Ибо коль скоро наполним мы его множеством ведений, представлений и помыслов, не исключая и суетных, непотребных и вредных, то сделаем его бессильным; и он не возможет уже добре уразумевать, что пригодно к истинному самоисправлению нашему и совершенству. Почему надлежит тебе так себя держать в отношении к ведению о земных вещах, хотя иной раз и позволительных, но не необходимых, как бы ты был уже умершим; и собирая всегда ум свой внутрь себя сколь можно сосредоточеннее, оставлять его праздным от мыслей о всех вещах мира. Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит св. Василий: “Да будет те-бе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказание мужей преподобных” (ч. 5 с. 52); внемли и тому, что вещает пророк Давид: поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи (Пс. 118, 85). Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хотеть знать, кроме Господа Иисуса Христа и Сего распята (1 Кор. 2, 2), кроме Его жизни и смерти и кроме того, что Он требует от тебя. Действуя так, будешь действовать благоугодно Богу, Который избранными и возлюбленными имеет тех, которые Его любят и тщатся творить волю Его. Всякое другое расследование и разузнавание есть порождение и пища самолюбия и гордости; это — узы и сети диавола, который, видя, как воля тех, которые внимают духовной жизни, сильна и крепка, покушается победить ум их такими любопытствами, чтоб таким образом овладеть и им, и тою. Для этого он обыкновенно влагает в них мысли высокие, тонкие и изумляющие, особенно тем из них, которые остроумны и скоры на высокоумничанье. И они, увлекаясь удовольствием иметь и рассматривать такие высокие помыслы, забывают блюсти чистоту своего сердца и внимать смиренному о себе мудрованию и истинному самоумерщвлению; и таким образом, будучи опутываемы узами гордости и самомнения, делают себе идола из своего ума, а вследствие того мало-помалу, сами того не чувствуя, вдаются в помысл, что не имеют уже более нужды в совете и вразумлении других, так как привыкли во всякой нужде прибегать к идолу собственного разумения и суждения. Это — дело крайне опасное и трудно врачуемое; гордость ума гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ибо гордость воли, будучи явна для ума, может быть иной раз им удобно уврачевана чрез подклонение ее под иго должного. Ум же, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван? Может ли он кого-либо послушаться, когда уверен, что суждения всех других не так хороши, как его собственные? Когда же это око души — ум, с помощью которого человек мог бы узнавать и исправлять гордость воли, сам ослеплен гордостью и остается неуврачеванным, кто уврачует и волю? И бывает тогда внутри все расстроено, и притом так, что негде и некому пластыря приложить. Вот почему надлежит тебе как можно скорее воспротивляться этой пагубной гордыне ума, прежде чем она проникнет до мозга костей твоих; воспротивляйся же, обуздывай быстроту ума своего и покорно подчиняй свое мнение мнению других; будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона. Аще кто мнится мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1 Кор. 3, 18).