Книга эта — не учебник литургического богословия и не ученое исследование. Я писал ее в редкое свободное время, часто прерывая ее, и теперь, соединяя все эти главы воедино, я не претендую ни на полноту, ни на систематичность.Книга эта — ряд размышлений об Евхаристии. Размышления эти, однако, не от «научной проблематики», а от — пускай и малого, и ограниченного — опыта. Свыше тридцати лет я служил Церкви — как священник, как преподаватель богословия, как пастырь и учитель. И вот, никогда в эти тридцать лет не оставляло меня, некое основное вопрошание об Евхаристии, о месте ее в Церкви, вопрошание, возникшее буквально в юности и радостью наполнившее мою жизнь.Увы, однако, не одной радостью. Ибо чем реальнее становился опыт самой Евхаристии, Божественной Литургии, Таинства победы Христовой и Его прославления, тем сильнее становилось ощущение, своеобразного евхаристического кризиса в Церкви. В предании Церкви ничего не переменилось, но переменилось восприятие Евхаристии, самой ее сущности.Суть этого кризиса — в несоответствии между совершаемым и восприятием этого совершаемого, его переживанием. До какой-то степени кризис этот всегда существовал в Церкви; жизнь Церкви, вернее, церковного народа, никогда не была совершенной, идеальной, но по мере времени кризис этот превратился в некое хроническое, нормативное состояние, в некую подспудную «шизофрению». И «шизофрения» эта отравляет Церковь, подкапывает саму основу церковной жизни.Между тем, живем мы, без преувеличения, в страшную и духовно опасную эпоху. Страшна она не только ненавистью, разделением, кровью. Страшна она, прежде всего, все усиляющимся восстанием против Бога и Его Царства. Снова не Бог, а человек стал мерой всех вещей, снова не вера, а идеология, утопия определяют собою духовное состояние мира. Западное Христианство с какого-то момента как бы приняло эту перспективу: почти мгновенно возникло «богословие освобождения», вопросы экономические, политические, психологические заменили собою христианское видение мiра, служение Богу, По всему миру носятся монахини, богословы, иерархи, отстаивая — от Бога? — какие-то права, защищающие аборты и извращения, — и все во имя мира, согласия, соединения всех воедино.Но вот, в том-то и все дело, что не этот мир принес и возвестил нам Господь Иисус Христос. Многим, может быть, покажется странным, что в ответ на кризис я предлагаю обратить наше внимание не на обсуждение составляющих его элементов, а на Таинство Евхаристии, на Церковь, этим таинством живущую. Да, я верю, что именно тут, в этом святая святых Церкви — источник чаемого возрождения, в этом восхождении Церкви к Трапезе Господней, в Его Царствие. И я верю, как всегда верила Церковь, что начинается это восхождение с выхода из мира сего, прелюбодейного и грешного, с «отложения всякого попечения». Не идеологическая суета и шум, а — дар неба, вот призвание Церкви в мире, вот источник ее служения.Я верю, что, по милости Божьей, именно Православие сохранило и чрез все века пронесло это видение, это самопонимание Церкви, это знание, что «где Церковь, там и Дух Святой и вся полнота благодати» (Ириней Лионский, «Против ересей», 4,18). Но именно потому, что это так, мы, православные, должны найти в себе силу погрузиться в это евхаристическое возрождение Церкви. Речь идет не о «реформах», «приспособлениях», «модернизации» и т. д. Речь идет, напротив, о возврате к тому видению, к тому опыту, которым изначала жила Церковь.В том, чтобы напомнить об этом, и состоит цель этой книги.Я писал ее — с думой о России, с болью и одновременно радостью о ней. Мы здесь, на свободе, можем рассуждать и думать. Россия живет исповеданием и страданьем. И это страданье, эта верность — есть дар Божий, благодатная помощь.И если хоть часть того, что я хочу сказать, дойдет до России, и если хоть в чем-то окажется полезной, я буду считать, с благодарностью Богу, дело мое исполненным.Протопресвитер Александр Шмеман, ноябрь 1983 г.
Саша, какова цель темы? Обсуждение видения литургии, выложенная автором, или собственное понимание-проживание? Ведь не секрет, что христианскую общину создает само таинство Литургии. Литургию с большой буквы нельзя обусловить местом и временем, думаю,она постоянно совершается на тонких планах. На физике нам дается возможность через опыт Отцов приоткрыть завесу таинства. Возможно твоя тема это познание и сверка с собственным восприятием? Вообще-то тема все время крутиться в голове. Замечаю за собой, что прошу благословения и сама же благословляю, благодарю и тут же отдаю благодарность. Что-то мир меняется во мне и во вне. Заинтересовал , ознакомлюсь с Шмеманом.
Да Нелли, от части как познание и сверка с собственным восприятием от части как ознакомление с литургией как таинством общего Делания на всех планах бытия, какой она и является по сути. Я сталкивался очень часто с вопросами отнасительно понимания сути богослужения и нужды в таковом у многих людей. По причине малой осведомлённости мирян да и священнослужителей в вопросах истинного синергического акта сослужения от верху до низу явленных в таинстве евхаристии. Наши наставники школьного движения тоже рекомендуют этого автора. Я имел счастье быть участником таких храмовых богослужений как видит их автор Александр Шмеман. У архимандрита о. Виктора Мамонтова в Карсаве. Ещё в силу того что в приходе котором я сослужу в качестве певчего, (храма который строится от основания), службы продолжительное время велись в молельном доме пансионата. Там таинство происходило как в эпоху раннего Христианства у всех на глазах. Без разделяющей алтарную часть и народ перегородки храма с иконостасом. Необыкновенное чувство соборности и соприсутствия было не у одного меня. Люди это чувствовали интуитивно. Священники испытывали особую благодать не осознавая причины таких включений. В данный момент мы с приходом перебрались в отстроеный храм. Службы всё так же происходят пока без разделяющей алтарной перегородки! Так жаль что большая часть нашей Рижской группы так не разу не попробовали поучаствовать в таком таинстве. Хотя говорю об этом и приглашаю на протяжении нескольких лет. Хотя бы потому чтобы прикоснуться в качестве познания и сравнения своих ощущений. Будет конечно очень полезно если в данной теме поучаствуют наши форумчане. Напишите свой опыт. Что вас больше всего заинтересовало из прочитанной информации в книге.
Начала читать Шмемана. Может я что и упускаю. Но после семинара о. Романа восприятие службы тоже поменялось. Само облачение священника зазвучало как сотворение Адама. Белые одежды человека в Эдеме, "одежды кожаные" - верхняя одежда священника, включая ангельскую накидку. Обручники связывают помыслы Каина и благословляют смирение Авеля. Одеваясь утром каждого дня мы совершаем таинство, готовим себя и свои руки - что они совершат в течении дня зависит от того, что вложим в них в первые минуты утра. Ведь одномоментно каждое утро в мое тело Господь вдыхает жизнь и разворачивается мистерия Творения и отпадения, смерти и воскресения.
недавно на храм по новому взглянула, храм появился ещё Ветхом завете - скиния, у которой был внешний двор, где люди собирались, внутрення часть куда входили священники и святая святых, куда раз в год входил первосвященник. Такая структура вызвала ассоциацию тело-душа-дух или физика- астрал, ментал-3 дух. плана . После прихода Христа люди уже молятся внутри храма, а священники в алтаре, и наверно эта перегородка указывает на то, что связь с духовными проводниками ещё перекрыта, и только в таинстве евхаристии мы как бы становимся сопричастны Христу, тому что происходит в алтаре. А если в храме нет такой алтарной перегородки как описал Саша, то и в человеке она исчезает когда человек становиться соучастником в такой литургии (как тут точнее сказать по единому принципу или закону аналогии что всё во всём). И ещё хотелось спросить, что такое литургия сердца, размышляла над этим, кое-что получилось, для сверки хотелось бы узнать Шмемана ещё не читала
Если собрание в Церковь есть, в глубочайшем смысле этогослова, начало евхаристическогосвященнодействия, его первое и основное условие, то конец и завершение его — вовхождении Церкви на небо, исполнение ее за трапезой Христовой, в Его Царстве. А. Шмеман
Собирание, приношение,совместное преподношение... Это и есть символ церкви Христовой. Ведь мы не можем просто так войти туда, куда не пришли. Очень важно прочувствовать соборность именно на общей службе в храме. Пусть это пока только символ единения, наблюдение за тем, что происходит внутри и сопоставление с действом на службе, это уже является входом в таинство. Замеченные переживания, ранее не знакомые, становятся стимулом для изучения канонов и правил. Затем происходит синтез знаний и опыта. На следующем этапе идет опять наблюдение и осознание более тонкого значения для тебя таинства. Посту пенные дифференциация и интеграция опыта и знания выводят на бесконечный процесс творчества. (Это для подвижника, согласного одеть на себя бремя труда познания. Но есть грань за которой отказываешься от всего и становишься просто соучастником действа Церкви Христовой). Даже простое сопричастие в совместном "Амин" для меня когда-то стало толчком к тому, что приду сюда еще раз.
Сообщение отредактировал шмель - Суббота, 26.10.2013, 17:47
«простой» верующий идет в храм для того,прежде всего, чтобы действительно «прикоснуться мiрам иным». «И небом невозбранно дышит почти свободная душа...». В каком-то смысле он не «интересуется» богослужением, как именно «интересуются» присяжные его любители и знатоки всех его подробностей. Не интересуется потому, что он получает то, что жаждет: света, радости, утешения Царства Божия, «радости, мiра и праведности в Духе Святом...». Что ему до сложных и утонченных объяснений, что вот этот обряд «изображает» то-то, а это закрытие или открытие врат — то-то. Ему не угнаться за всеми этими «изображениями», а его вере они не нужны. Он твердо знает, что он на время ушел из «мiра сего» и пришел туда, где все иное, но такое нужное, желанное,насущное, что им потом сияет и осмысливается вся жизнь... Он знает также, хотя может быть и не сумеет выразить этого словами, что это иное и есть то, ради чего стоит жить, кчему все идет, все отнесено, все исполняется, — то есть Царство Божие. И, наконец, он знает, что если даже инепонятны ему отдельные слова или обряды, Царство Божие даруется ему — в Церкви, в «общем деле» ее, общем предстоянииБогу, в «собрании», в «восхождении», в «любви»...
"Как вначале, в первохристианскую эпоху, так и сейчас, в своих лучших, византийских или русских, воплощениях, храм переживается и ощущается как собор, как собрание воедино — во Христе — неба и земли и всей твари, в чем и состоит сущность и назначение Церкви... Об этом свидетельствует и форма храма, и иконопись. Форма храма, т. е. храм как «организация» пространства, выражает по существу ту же соотносительность, ту же «диалогическою структуру», которые, как мы видели, определяют собою чин евхаристического собрания. Тут эта соотносительность престола и алтаря, с одной стороны, «корабля» Церкви, то есть места собрания, — с другой. Корабль направлен к престолу, в нем имеет свою цель и завершение. Но и «престол» сопряжен с кораблем, существует по отношению к нему. Правда, в теперешнем литургическом благочестии алтарь ощущается как некоторое самодовлеющее святилище, доступное одним лишь «посвященным», как сугубо «священное» пространство, своей «сакральностью» как бы подчеркивающее «профанность» остающихся вне его предела мiрян. Однако не трудно показать, что ощущение это сравнительно новое, ложное и, главное, глубоко вредное для Церкви. .... ... Оно является одним из главных питательных источников того предельно чуждого Православию «клерикализма», который низводит мiрян в положение каких-то лишенцев, определяемых прежде всего отрицательно, как «не имеющих права» туда-то входить, то-то трогать, в том-то участвовать. У нас создался, увы, и тип священника, который в постоянной «защите» святыни от соприкосновения с мiрянами видит почти сущность священства и находит в ней своеобразное, почти сладострастное удовлетворение.Но, повторяю, такое ощущение алтаря и новое, и ложное. Оно, конечно, во многом зависит от соответствующего ему понимания иконостаса, как, прежде всего, стены, отделяющей святилище (алтарь) от мiрян и полагающей непроходимую между ними преграду. Между тем, как это ни странно покажется большинству православных сегодня, возник иконостас из буквально противоположных причин: не как отделение, а как соединение. Ибо икона есть свидетельство или, лучше сказать, следствие совершившегося соединения Божьего и человеческого, небесного и земного, она есть всегда, по существу, икона Боговоплощения. Поэтому и иконостас возник сначала из переживания храма как «неба на земле», как свидетельство о том, что «приблизилось к нам Царствие Божие». Как и вся иконопись в храме, он есть как бы воплощенное видение Церкви как собора, как единства мiра видимого и невидимого, как явления и присутствия новой и преображенной твари.Трагедия в том, что произошел длительный обрыв в подлинной традиции православной иконописи, почти совсем выветривший из церковного сознания все ту же «соотносительность» иконы и храма. Наши храмы теперь не расписываются иконами, а либо завешиваются множеством икон, часто не имеющих к целому, т. е. храму, никакого отношения, либо же декорируются всевозможными «петушками», в которых опять-таки детали всегда доминируют над целым и в которых икона становится деталью какого-то декоративного ансамбля. Другой стороной той же, трагедии было постепенное перерождение сначала форм, а затем — и смысла иконостаса. Из «чина», т. е. порядка и строя икон, естественно нуждавшихся в подставках (т. е. в stasis'ax), он превратился в стену, разукрашенную иконами, т. е. в обратное своей первоначальной функции. Если сначала иконы требовали подобия стены, то теперь стена требует икон, и таким образом изнутри как бы подчиняет их себе. Можно только надеяться, что пробуждающийся повсеместно интерес к подлинной иконописи и связанное с ним понимание как икон, так и самого иконописного искусства, приведет к возрождению подлинного значения иконописи в храме, к возврату к тому, что дано нам бывает испытать в некоторых древних храмах: в них иконы как бы участвуют в собрании Церкви, выражают его смысл, дают ему его вечное движение и ритм. Вместе со всеми этими чинами — пророков, апостолов, мучеников и святителей, вся Церковь, все собрание как бы восходит на небо, туда, куда ее возводит и возносит Христос — к Его трапезе, в Его Царство...Здесь уместно также указать, что это новое ощущение алтаря и иконостаса как разделения ложно потому, чтo оно очевидно противоречит самому литургическому преданию Церкви. Предание это знает только освящение храма и престола, но не освящение алтаря отдельно от «корабля». Весь храм помазывается, как и престол, св. мvром, весь храм «запечатывается», таким образом, как святилище и святое место. Также показателен в этом сложном, поистине «византийском» чине освящения храма момент внесения мощей, имеющих быть положенными в престол. Не у царских врат алтаря, а у запертых наружных дверей храма возглашает архиерей: «Возмитеся врата князи ваша. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил той есть Царь Славы!..» Объясняя этот обряд, Симеон Солунский, сам один из ярких представителей символических и мистериальных объяснений богослужения, пишет: «...Мученики — во св. мощах — и сам архиерей образуют Христа, а храм — небо... Архиерей же читает молитву входа, призывая сослужителей и совходящих ангелов. И таким образом, знаменуя врата храма и отверзая их, священнослужители в храм, как бы на небо, входят через великого Отца свидетели Иисуса Христа, при отверстии нам небесной скинии...»010 .Совершенно ясно, что обряд этот сложился в ту эпоху, когда, и об этом свидетельствует множество других памятников, царскими вратами называли двери не алтаря, а самого храма, и когда сам храм переживался и воспринимался как небо на земле, как место, в котором через евхаристическое собрание Церкви, «дверем затворенным», проходит Господь, и с Ним, и в Нем Его Царство... О значении престола в Евхаристии мы будем подробно говорить в связи с так называемым «малым входом». Сказанного же сейчас достаточно, чтобы подчеркнуть не только изначальную и основную связь храма с собранием, но и смысл самого храма как именно собора, как воплощенное в архитектурных формах, в красках и образах — «собрание в Церковь...».
Нашу сельскую церковь украинского патриархата строит община. Спонсоры только сельчане. Как только батюшка обращается в какие либо крупные организации или депутатам за помощью, идут предложения отказаться от патриархата и тогда будет все. Пишутся доносы, воруются материала науськанными предпринимателями. Приезжают по доносу комиссии и выносят благодарность за порядок в бухгалтерии. батюшка и прораб и плотник и проситель, и поручитель. Наверное только так с большим терпением и усердием строиться настоящий храм. Сегодня уже кроют крышу, стоят маковки и колокольня, это уже чудо. В селе стали сажать цветы перед заборами, ставить красивые ворота и заборы, перекрывать крыши и вставлять новые окна, даже строить новые дома. Для кого-то экономический кризис в стране, но в душах людей растет стремление к прекрасному, к порядку и взаимопомощи. Труд приобретает былую ценность, радовать результатом.
Этот фильм о Божественной Литургии - центре Православного Богослужения. Его задача не просто прокомментироаать действия священников во время службы, а раскрыть её глубинное содержание, по завету Преподобного Макария Великого: "Во всём видимом разумей образы невидимого". В основе фильма - съемки празднечной Рождественской Литургии в одном из православных храмов.