Псалом № 1
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не
стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он
день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое
приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он
ни делает, успеет.
4 Не так - нечестивые; но они – как прах, возметаемый
ветром.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в
собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых
погибнет.
Толкование.
Не зря этот псалом поставлен первым в Псалтири. По сути в
этом псалме царь и пророк Давид даёт указание на начало духовного Пути, на
различения пути праведности и пути греха, как необходимость очищающую
проводники сердечных оболочек. И работа по различению состояний делает сердце
разумным, даёт опытность и мудрость.
1 Блажен муж, который
не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании
развратителей,
В этом стихе Давид описывает состояние блаженства и его
причины. Показывая чёткое разграничение
состояний, что блажен уже тот, кто не
допускает нечестивых мыслей и греха в себя, в область проводников сознания.
Ибо энергия энтропии, привносимая этими негативными состояниями лишает сердце
блаженного состояния спокойствия. То есть порождает борьбу в сердце самого
человека.
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он
день и ночь!
В этих словах царь и пророк указывает на причину которая
создаёт блаженное спокойствие внутри сердца. Воля человека – соединена с
законом, то есть воля человека не делает ничего против закона Господа,
состояние, когда закон в сердце. И ум на страже, ибо о законе размышляет
человек постоянно, и в сердце, внутри себя, ибо идёт постоянное размышление о
Господнем, о внутреннем. Это состояние
можно назвать, как ум опущенный в сердце.
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое
приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он
ни делает, успеет.
И это состояние блаженного спокойствия внутри себя, не есть
какая-то самоцель ухода от волнений мира сего, а тем состоянием, которое делает человека максимально
продуктивным и во внешней среде. Состояние блаженства создаёт самую
благоприятную среду для творчества, что и делает человека продуктивным во
внешнем проявлении. Потому и сравнивает Давид человека в таком состоянии с
деревом у потоков вод, в самой благоприятной среде посаженного. Потому имеющего
и плоды и спокойное всегда существование. Здесь ещё интересен момент, что
дерево у потока вод, можно рассмотреть и как закон, данный через Моисея.
Именно, ведь закон то, что предшествует принятию благодати, которую можно
сравнить с потоком вод, а закон – дерево у этого потока. В этой аналогии Давид
выразил глубину своего понимания и времени в котором он жил, и того нового, что
грядёт за ним.
4 Не так - нечестивые; но они – как прах, возметаемый ветром
Противоположные результаты даёт жизнь в беззаконии, без
созидания храма души. Давид и определил это всего в двух словах, сравнив
нечестивость с пылью, которая ни к чему не привязана и присутствует до первого
ветра, а после него исчезает. Так то время, так те силы, да и вся жизнь
человека, не исполнявшего предписанного законом, подобна пыли с её
бесполезностью. Пыль ещё можно сравнить с хаосом, где нет ни цели, ни чего-то
созданного (нет Логоса сошедшего в хаос, как сказал бы о. Виктор), это жизнь
посвящённая только суете забот.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в
собрании праведных
Ибо праведные стали таковыми не по произвольному решению
Бога, а потому что исполнили предписанное. Потому и существует суд, разделяющий
правду от не правды, и определяющий дальнейшую участь. Потому и различна участь
до противоположности, тех кто трудился для утончения плоти, и тех кто уплотнял
карму грехом. И потому не устоят, как точно сказано - не устоят, не выдержат
правды суда, обличающего их неправду. И
царь Давид, как пророк, умел заглядывать в будущее, что и понимал определения
суда.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых
погибнет
Он понимал и то, что будет после суда, ему было открыто это,
что не остаётся следа в жизни будущего века от того, что сотворено в грехе, что
в огне сгорает всякое беззаконие. А раз знает путь праведных, значит и
принимает его, значит этот путь будет существовать в Его вечности.