КАК часто человек, посещающий храмы, бездумно скользит блуждающим взглядом по росписям стен и куполов, не давая себе труда задуматься над удивительными знаками-символами, полными глубокого смысла и сокровенного значения.
Иногда огромные философские трактаты содержат меньше истинного значения, чем один знак на старинной иконе. А ведь каждый знак и символ имеет не одну, а множество расшифровок, стоит только отбросить земное рассудочное начало и попробовать рассмотреть этот знак как нечто огромное и многомерное, как живое мыслящее существо, проходящее сквозь плоскую двумерную поверхность и теряющее при этом свои объёмные формы.
Представьте себе, что человеческое сознание двумерно. Как оно в таком состоянии воспримет проходящую через него пирамиду? На нём отразится лишь форма креста, ибо крест и есть проекция пирамиды на плоскость. Именно поэтому выход в многомерность времени и пространства осуществляется через крест. По аналогии попытайтесь представить многомерное существо сотворённого Богом мира, обитающее во всех существующих в нём измерениях одновременно, но способное отражаться в каждом, не выходя за границы данного измерения. Каким вы увидите это существо из материального физического мира? Каждый увидит… себя! Увидит образ земного человека, его биологическую оболочку, которая и есть часть многомерного существа, преломлённого в трёхмерном пространстве. Далее у каждого жаждущего знаний человека неизбежно возникает вопрос: «А кто же тогда есть это многомерное существо, пребывающее во всех измерениях?». Ответ будет тот же: «Это – человек!». Но уже не образ, а подобие живого Бога, заключающее в себе единство и многообразие всех невидимых форм. Человек, осознавший себя таковым и умеющий переносить акцент сознания в любое из своих измерений, есть человек совершенный, вечный, бессмертный. Именно к этому состоянию призывал своих учеников Иисус Христос словами:
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Только достигая этого состояния, человек вновь обретает потерянный рай вместе с подобием Бога. После такого осмысления самые пытливые зададут вопрос: «Чем же творение отличается от Творца и где наивысший предел восхождения многомерного человека?». Представьте, что весь многомерный сотворённый мир со всеми его метагалактиками, галактиками, солнечными системами, планетами – всего-лишь одно из измерений, одна из многочисленных граней кристалла, в котором отражается Бог. И его отражение в этом измерении называется Вселенной, в которой Он преломляется в виде бесконечно сменяющихся один за другим циклов эволюционного развития, желая привести грань своего кристалла – развёрнутую Вселенную – к Своему подобию и совершенству.
Теперь станет понятнее, почему нельзя подняться выше подобия Бога по своему естеству: даже если в своей духовной эволюции ты дойдёшь до уровня разумной Вселенной, ты всё-равно останешься в пределах сотворённости. Поэтому сын Божий Христос рождён Богом, а человек сотворён, но имеет шанс через Сына, став с Ним одно, получить Дар Усыновления не по естеству, а по Божьей Благодати. И это – наивысший предел для человека нашей Вселенной. Именно об этом и просил Иисус В своей последней молитве к Отцу в Гефсиманском саду:
«Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы». По аналогии, если человек на земле создаёт гениальное произведение искусства – это и есть его творение. Оно живёт в веках, сохраняя дух своего создателя. Но ни одна симфония, картина или скульптура не сможет стать человеком, ибо творение всегда на порядок ниже своего творца, хотя они и связаны единым духом.
ЧЕЛОВЕК – самое совершенное творение Бога в созданном им мироздании. Получить духовное наследство – значит приобрести меру духовного возраста своего Родителя и делать то, что делает Он. Возможно ли это? Ответ находим в Евангелии. Верховное право суда имеет только Отец. А слова: «Будете судить даже ангелов» – говорят о возможности человека прийти в меру такого совершенства. По земному времени для этого понадобятся сотни веков. Но у Бога «один день как тысяча лет», то есть за пределами грубой материи иной бег времени.
Наследство тех, кто получит Дар Усыновления через духовное рождение. Есть «новая обитель», обещанная Иисусом Христом своим ученикам. Обитель эта не на дальних планетах, не в других галактиках. Она – у нас, на обетованной Земле, какой ей предстоит стать после неизбежных гладов, моров, катаклизмов, после близкого перехода в следующий цикл своего развития через глобальные процессы огненных трансмутаций, которые уже начались у передовых обитателей планеты, осознавших смысл своего пребывания на Земле. Но даже и тогда, когда человечество Земли обретёт совершенное единство бытия и сознания в новом цикле, каждая духовная сущность в сравнении с Богом будет как капля океанской воды в сравнении с океаном. Эта капля имеет с океаном полное сходство, но никогда не станет самостоятельным целым в отрыве от него, как и человек – в отрыве от Бога.
Вернёмся к проекции пирамиды на плоскости. На некоторых иконах и в росписях православных храмов часто встречается знак пересечения двух крестов (рис. 1). Попытаемся найти одно из глубинных значений этого знака, для чего, приняв за основу этот символ, построим ментальную модель пирамиды восхождения . Попытавшись изобразить макет мыслящей эволюционной единицы любого уровня, получим следующую схему.
Центральный малый круг – чудесный духовный мир, который не поддаётся опытному познанию на человеческом уровне. Это мир духовного видения, духовных откровений, принимаемый нами на чистую веру, если мы сознаём немощность своего земного рассудка.
Пространство от внутреннего круга до второй окружности – непроявленный для человека потусторонний мир, который, однако, можно постичь путём расширения сознания и практики духовного созерцания.
Расстояние от второй до внешней окружности – проявленный мир физической материи, ощущаемый пятью органами чувств. Понятно, что в разных периодах развития цивилизации расстояние между внешним и вторым кругом меняется то в сторону сближения, то в сторону отдаления, так как в разные эпохи существует разный уровень эзотерических знаний.
Итак,
внешний круг – путь материалистического подхода во всех четырёх направлениях, путь отрицания высшей Творящей силы и в науке, и в искусстве, и в философии, и в религии; естественно, этот путь вырождается в культ человеческого земного ума. И чем больше радиус внешней окружности, тем разум цивилизации дальше от восприятия света Истины.
Квадрат в большом круге, углы которого соприкасаются с внешней окружностью материалистического пути, - матрица экзотерического внешнего культа в религиях, науке, философии и искусстве. Это – догматический институт земной церкви; официально принятый в данном периоде стиль в искусстве; внешний административный подход к науке; философия системы в рамках существующего мировоззрения. И подобная раскладка может относиться как к цивилизации или отдельной общности людей (нация или страна), так и к отдельной личности.
Малый круг – эзотеризм (внутреннее постижение, то, что скрыто за внешней догматической формой) во всех четырёх направлениях.
Центр – чистое знание, не ограниченное формой, открытое только для просветлённого сознания. В человеке в эту схему укладывается его тройственная природа: Тело, душа и дух.
НАС интересует, как по этой схеме выйти от бездуховной чисто материальной оболочки человеческого сознания в духовный центр.
Человек или общество, идущие по большой окружности и отрицающие Бога, хотят они того или не хотят, будут иметь соприкосновение со всеми четырьмя истоками познания мира, проходя через углы квадрата. Эти точки – пути выхода на грани квадрата через любое из четырёх направлений (с эзотерическим внутренним кругом, как видим на схеме, у внешней окружности нет ни одной точки соприкосновения). Поэтому Бога нельзя познать через отрицание подсознательного мира.
Общество или человек, вышедший на квадрат-матрицу, сделали шаг вперёд по сравнению со вчерашним отрицанием. Но это – путь ещё на уровне земного трёхмерного сознания.
Можно виток за витком идти по сторонам квадрата, принимать участие в храмовых службах, читать философские трактаты, иметь научные степени, одобрять развитие искусства, но ни на шаг не приблизиться к духовному внутреннему постижению, так и живя с повязкой на глазах.
Преимущество квадрата перед внешней окружностью в том, что каждая его грань имеет точку выхода на внутренний круг тайных знаний. Нередки случаи, когда человек через ритуалы внешней церковной службы начинает поиск внутренней связи религии с искусством, наукой и философией, и так выходит на внутренний круг. Выйти из квадрата можно не только через внешнюю религиозность. Человек, тронутый гениальным произведением искусства, открывает в себе глубокий внутренний мир. Учёный-физик, дошедший в своих исследованиях до перехода элементарных частиц в волновую функцию, подходит вплотную к скрытому, внутреннему знанию. Философ, размышляя над свойствами духа и материи, выводит себя в субстанцию тонких миров.
Мы разобрали внутреннее направление сознательного постижения мыслящей единицы. А будут ли приближаться к Богу человек или общество, бессознательно увлекаемые эволюцией среды, в которой они обитают? Так как весь Универсум эволюционирует не по замкнутому кругу, а по восходящей либо нисходящей спирали, и вне сотворённого мира жизнь развиваться не может, даже самые закостенелые в материализме звенья будут увлекаемы общим эволюционным потоком к вершине пирамиды мироздания. Мыслящие системы, не пожелавшие сойти с внешнего круга познания, будут виток за витком подниматься вверх, не осознавая, как в прежнем ключе отрицания эволюционирует их невежество. В религиях всех времён и народов это – путь фарисеев, поклонников внешних догматических устоев. Дух фарисейства всегда остаётся одинаковым, меняются только методы религиозной спекуляции. В истории христианства эта спираль фарисейского духа очень хорошо просматривается: виток первый – фарисеи, отвергшие и распявшие Христа; виток второй – фарисеи, разделившие единую Христову церковь; виток третий – фарисеи, породившие инквизицию, закрепостившие и обманувшие народ; виток четвёртый – фарисеи, идущие на сделку с государственными властями, предающие интересы Христовой церкви; виток пятый – фарисеи современного периода, выступающие гонителями истинных духовных знаний и пророков новой эпохи. В философии – это путь эволюции материалистических теорий. В науке – путь развития технократии, компьютеризации. В искусстве – путь тоталитарного (заказного) искусства, выполняющего заказы существующей государственной системы (придворные фавориты от искусства).
СУЩЕСТВУЕТ также путь осознанного ментального восхождения через постижение внешнего мира. Он короче внешних витков спирали, но не менее тернист. Это – путь восхождения по «пологому склону горы», по «ребру пирамиды». В религии это – путь богословов, глубокое изучение катехизиса, апологетики, истории церкви. Это – эволюционирующая линия саддукеев, описанных в Евангелии. Как правило, саддукеи всех веков всегда идут на уступки новым научным открытиям, перестраивая своё мировоззрение с развитием научной мысли. В философии это – путь интеллектуального богоискательства без внутреннего духовного контакта: желание постичь божественное при помощи земного рассудка. Таким путём шли Кант, Толстой, Бердяев и другие исследователи, многим из которых удалось выйти на уровень духовного восприятия. В науке – это путь добросовестных исследователей, цель которых – служение обществу независимо от существующего строя. Такие светила науки, как Циолковский, Менделеев, Ломоносов, Вернадский развивали это направление одновременно с внутренним устремлением к центру через веру и синтез научной и религиозной мысли, через искусство и философию. Такой путь приводил к блестящим открытиям, так как исследователь ставил под контроль духовного центра плоды своих наработок. В искусстве путь по ментальному «склону» – это шлифование техники, оттачивание своего мастерства через глубокое изучение основ данного направления. Это путь титанического земного труда.
Необходимо отличать талантливость от гениальности. Талант сам создаёт себя, гений всегда руководим Духом.
И пока человек работает ради достижения вершины своего мастерства, не разумея, что его творческий труд принадлежит Создателю, путь к вершине идёт по ребру пирамиды. Но как только через состояние экстаза творческого вдохновения происходит просветление и талант посвящается Богу, человек приобретает гениальность.
Самый редкий и самый верный путь – направление из любой точки в центр основания пирамиды. Это и есть двойной крест, с которого мы начинаем свой духовный путь. Человек, устремляясь к своему духовному центру и, открывая его, кратчайшим путём выходит на центральную ось, то есть на тот узкий крутой путь, о котором говорил Христос своим ученикам. Это путь принятия Высшего Духовного водительства. Как только подвижник выходит на вертикальную прямую, поток чистой духовной энергии устремляется из вершины пирамиды вниз к идущему. Это и есть период полной отдачи себя на Волю Господа. На этом пути даются духовные дары и начинается творческая реализация человека - проводника Высшей Воли. В первую очередь такому подвижнику даётся Дар истолкования. Высшие энергии не переводимы на язык речи, и если бы люди не получали этот Дар, истинные послания так бы и уходили вместе с Божьими посланцами, не оставив следа в сердцах их земных собратьев. В том и заключается высшее мастерство ретранслятора, чтобы одну и ту же истину донести до разных уровней сознания.
ПРИТЧИ, рассказанные Иисусом непосвящённой толпе, - своеобразный перевод высших энергий на язык слова. Если бы Иоанн Богослов жил в наше время, его «Апокалипсис» выглядел бы совершенно иначе, нисколько не потеряв своего изначального смысла. Совершив духовное путешествие в глубины своего внутреннего Небесного Царствия, современный Иоанн описал бы тайный механизм взаимодействия между отделами мозга, работу двенадцати духовных центров человека и их связь с шишковидной железой, он бы истолковал видение двадцати четырёх старцев как двенадцать пар черепно-мозговых нервов, а преследование женщины красным драконом изобразил бы как бунт земного ума против очищенной материи, готовой принести духовный плод.
Нельзя забывать также о зеркальном отражении пирамиды, о развитии и действии антидуховных сил, мешающих эволюции. Развитие псевдорелигиозных сект, магических оккультных группировок, научных исследований, направленных на массовое уничтожение людей, философских систем, оправдывающих насилие и власть «сверхчеловеков» над «низшими типами людей», пропаганда жестокости в псевдоискусстве (тяжёлый рок, фильмы ужасов) – это эволюция отражения пирамиды, которая развивается в точности по описанным выше схемам, но только в обратном направлении. Развитие «минусовой» пирамиды ведёт мыслящую единицу к полной деградации и удалению от высших духовных сил.
Ольга Асауляк
«Дети Вселенной»; № 1 (73), январь 1995