Четверг, 26.06.2025, 04:43
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
История одной души
Дата: Среда, 13.01.2016, 13:53 | Сообщение # 1
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
РУКОПИСЬ «А»
[vl][/vl]

Весенняя история о маленьком белом цветке, им самим написанная и посвященная досточтимой матери Агнессе Иисуса.

ГЛАВА 1
Алансон (1873-1877)


Воспевание милостей Господних. – Окруженная любовью. – Поездка в Мане. – Мой характер. – Я выбираю все.

И.М.И.Т. Январь 1895
Иисус +

Вам, дорогая матушка, ставшей мне матерью дважды, я доверяю историю моей души. Когда вы попросили об этом, мне показалось, что, занимаясь самим собой, сердце мое станет рассеянным. Но Господь открыл мне, что лишь в послушании я буду угодна Ему. Итак, начинаю и отныне буду делать только одно: воспевать то, что должна возвещать вечно: «Милости Твои, Господи!»

Прежде чем взяться за перо, я встала на колени перед статуей Пресвятой Богородицы (той самой, через которую Царица Небесная уже столько раз являла Свое материнское благоволение к нашей семье). Я молила Ее водить моею рукою, чтобы не написать ни одной строчки, не угодной Ей. Затем я раскрыла Евангелие, и взгляд мой упал на слова: «Потом взошел на гору, и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему» (Мк.3,13). Вот она – тайна моего призвания, тайна моей жизни и прежде всего исключительного благоволения Господа к моей душе. Он не зовет тех, кто достоин, но кого хочет Сам. Как говорит апостол Павел: «...кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9,15-16).

Долгое время я задавалась вопросом: «Почему Господь Бог оказывает некоторым предпочтение, почему не все души получают благодать в равной мере?» Я удивлялась, видя Его расточающим необычайные милости святым, согрешавшим перед Ним. Такими были и апостол Павел, и блаженный Августин, которых Он, так сказать, вынуждал принимать Свою благодать. Читая о жизни святых, которых Господу было угодно любовно оберегать от колыбели и до могилы, не оставляя на их пути ни единого препятствия для восхождения к Себе, настраивая эти души так, что они просто не могли запятнать сияние своих крестильных одежд, – я спрашивала себя, почему же, например, несчастные дикари умирают в таком множестве, даже не услыхав об Имени Божием. Господь удостоил меня познать эту тайну. Он обратил мой взгляд на природу, и я поняла, что все цветы, сотворенные Им, прекрасны; что великолепие розы и белизна лилии не лишают благоухания маленькую фиалку и не отнимают восхитительной простоты у маргаритки. Я поняла, что, если б все простые цветы захотели стать розами, природа утратила бы свой весенний наряд, и поля не пестрели бы больше цветочками...

То же самое и в мире душ – этом саду Господнем. Ему было угодно сотворить великих святых, которых можно сравнить с лилиями или розами. Но Он сотворил еще и малых, которые должны быть довольны тем, что они – маргаритки или фиалки, предназначенные радовать Его взор, когда Он опускает его к Своим стопам. Совершенство заключается в том, чтобы исполнять Его волю и быть теми, кем Он хочет нас видеть...

Я поняла также, что любовь Господа раскрывается как в самой простой душе, ни в чем не противящейся Его благодати, так и в самой возвышенной. Действительно, любви свойственно снисходить и, если бы все души были подобны учителям, просветившим Церковь, могло бы показаться, что Господь почти не снисходит, достигая их сердец. Но Он сотворил и дитя, которое, ничего не смысля, беспомощно кричит, и дикаря, которым руководит естественный закон. Однако Он благоволит спускаться и в их сердца, ибо они – те полевые цветы, чья простота Ему нравится... Так, нисходя, Господь показывает Свое бесконечное величие Подобно солнцу, освещающему одновременно и кедры и каждый маленький цветок, словно он единственный на всей земле, наш Господь особенным образом заботится о каждой душе, будто нет ей равных. Подобно природе, в которой времена года следуют друг за другом так, чтобы в назначенный день дать расцвести самой скромной маргаритке, – все способствует благу каждой души.

Прикрепления: 0265256.jpg (13.4 Kb)
 
  
Дата: Среда, 13.01.2016, 15:44 | Сообщение # 2
Offline
Подмастерье
Группа: Генерация
Сообщений: 854
Поиск(-) Шрифт (+)
Супер...С нетерпением  жду(ем)  продолжения))))
 
  
Дата: Среда, 13.01.2016, 16:40 | Сообщение # 3
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 2
В Бюиссонне (1877-1881)


Смерть матери. – Лизье. – Нежная любовь отца. – Первая исповедь. – Праздники и воскресенья в кругу семьи. – Пророческое видение. – Трувилль.

Подробности болезни нашей матери до сих пор живут в моем сердце. Особенно хорошо помню последние недели, проведенные ею на земле. Селина и я, мы были похожи на двух маленьких изгнанниц. Каждое утро госпожа Лериш заходила за нами, и мы проводили весь день у нее. Как-то раз мы не успели помолиться перед уходом, и Селина по дороге прошептала мне: «Нужно ли сказать, что мы еще не молились?» – «Да», – ответила я. Тогда она, сильно смущаясь, сказала об этом госпоже Лериш, и та ответила: «Помолитесь сейчас, девочки», – после чего вышла, оставив нас вдвоем в большой комнате. Селина посмотрела на меня, и мы в один голос сказали: «Это совсем не так, как с мамой... Она всегда молилась вместе с нами!» Мысль о маме постоянно преследовала нас во время игр с детьми. Однажды Селина, получив румяный абрикос, наклонилась ко мне и тихонько сказала: «Не будем его есть! Пойду отдам маме». Увы! Наша мама была уже слишком больна, чтобы есть земные плоды. Теперь она должна была насытиться только Божией славой на Небе и испить вместе с Господом то таинственное вино, о котором говорил Он на Тайной Вечери, обещав разделить его с нами в Царстве Своего Отца (см. Мф. 26, 29).
[vl][/vl]
В моей душе запечатлелся также трогательный чин соборования. Как сейчас вижу то место, где я стояла рядом с Селиной. Все пятеро, мы выстроились по старшинству, и бедный рыдающий папа тоже был там...

В день смерти мамы или на следующий он взял меня на руки и сказал: «Иди, поцелуй последний раз твою мамочку». И я молча потянулась губами ко лбу моей любимой мамы... Не помню, чтобы я много плакала. Я ни с кем не делилась теми глубокими чувствами, которые испытывала. Я смотрела и слушала молча. Ни у кого не было времени заниматься мною, и я хорошо замечала то, что следовало бы от меня скрыть. Как-то раз я оказалась перед крышкой гроба... и долго стояла, рассматривая ее. Такого я еще не видела никогда и тем не менее понимала. Я была так мала, что, несмотря на небольшой мамин рост, мне нужно было задрать голову, чтобы разглядеть ее верх. Она казалась такой большой, такой печальной... Пятнадцать лет спустя я оказалась перед другим гробом – матери Женевьевы. Он был той же длины, что и мамин, и я словно вновь вернулась в детство! Нахлынули воспоминания. Та же маленькая Тереза, только большего роста смотрела на гроб, и теперь он казался маленьким, и ей не нужно было задирать голову, чтобы увидеть его целиком. Теперь она поднимала ее, только чтобы смотреть на Небо, казавшееся таким радостным, ибо все испытания ее подходили к концу, а зима в душе прошла навсегда...

В тот день, когда Церковь благословила бренные останки нашей мамы, Господу Богу было угодно заменить ее для меня на земле другой матерью, и Он предоставил мне самой сделать выбор. Собравшись вместе все пятеро, мы печально глядели друг на друга. Луиза тоже была с нами и, посмотрев на меня и Селину, сказала: «Бедные малышки, у вас больше нет мамы!» Тогда со словами: «Так теперь ты будешь моей мамой», – Селина бросилась к Марии на руки. Я же, привыкнув во всем следовать ей, повернулась, матушка, к вам и с криком: «А моей мамой будет Полина!» – бросилась в ваши объятия, словно будущее уже разорвало свою завесу.

Как я уже говорила, с этой поры мне предстояло вступить во второй период моей жизни, самый мучительный из трех, особенно когда та, которую я выбрала себе второй «мамой», поступила в Кармель. Этот период длился от четырех с половиной и до четырнадцати лет, возраста, когда я вновь обрела свой детский характер, уже понимая, однако, всю серьезность бытия.
[vr][/vr]
Вы знаете, матушка, что после маминой смерти мой счастливый характер совершенно переменился. Такая живая и непосредственная, я стала застенчивой, кроткой и до крайности чувствительной. Чтобы расплакаться, мне было достаточно одного взгляда, и я бывала довольной, когда никто не обращал на меня внимания. Общество чужих людей стало невыносимо, и веселость возвращалась ко мне только в тесном семейном кругу... Между тем меня продолжала окружать самая чуткая нежность. Папино сердце, и так исполненное любви и ласки, вместило еще и чисто материнскую любовь! Вы, матушка, и Мария стали для меня самыми ласковыми, самыми самоотверженными матерями. И если бы Господь Бог не посылал маленькому цветку Свои благотворные лучи в таком изобилии, он никогда бы не привился на этой земле, потому что был еще слишком слаб, чтобы переносить дожди и грозы. Он нуждался в тепле, сладкой росе, дуновении весеннего ветра, и никогда у него не было недостатка в этих благах, ибо Господь помогал ему находить их даже под снегом испытаний!

Я покинула Алансон безо всякого сожаления. Дети любят перемены, и в Лизье я переехала с удовольствием. Вспоминаю наше путешествие, вечерний приезд к тете; словно сейчас вижу Жанну и Марию, поджидавших нас у дверей... Как я была счастлива, что у меня есть славные двоюродные сестрички. Я очень любила их, любила тетю и особенно дядю, которого, однако, побаивалась и чувствовала себя у него не так свободно, как в Бюиссонне, где у меня была действительно счастливая жизнь... С утра вы приходили ко мне и спрашивали, отдала ли я свое сердце Господу Богу; затем одевали меня, рассказывая о Нем, а потом я молилась вместе с вами. После этого следовал урок чтения, и первое слово, которое я смогла прочитать самостоятельно, было: «Небеса». Крестная взяла на себя уроки письма, а вы, матушка, вели все остальное. Учеба давалась мне нелегко, но у меня была хорошая память. Моими излюбленными уроками стали катехизис и особенно Священная История. Их я изучала с радостью, а грамматика частенько заставляла меня проливать слезы... Вспомните род мужской и женский!

Лишь только кончались занятия, я с полученными бантиком (4) и отметкой поднималась на бельведер (мансарда. – Прим. пер.) к папе. Как я была счастлива, если могла ему объявить: «У меня пять с плюсом! Полина первая сказала об этом». Потому что стоило мне спросить вас, пять ли у меня с плюсом, то даже, если вы говорили «да», в моих глазах оценка понижалась на балл. Также вы давали мне и дополнительные очки, а когда их накапливалось достаточное количество, я получала вознаграждение и день отдыха. Помню, что такие дни казались мне гораздо длиннее других. И вам это нравилось, ибо свидетельствовало о том, что я не люблю оставаться без дела. После обеда я всегда отправлялась с папой на небольшую прогулку. Мы вместе ходили поклониться Святым Дарам, посещая каждый раз новую церковь. Так я впервые вошла в церковь Кармеля, и папа, показав на решетку, отделяющую хоры, сказал, что за ней находятся монахини. Как тогда далека я была от мысли, что через девять лет окажусь среди них!

Прикрепления: 2057719.jpg (21.0 Kb) · 2263046.jpeg (12.1 Kb)
 
  
Дата: Четверг, 14.01.2016, 15:10 | Сообщение # 4
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 3
Годы страданий (1881-1883)


Ученица в монастыре. – Выходные дни. – Первое Причастие Селины. – Полина в Кармеле. – Странная болезнь. – Улыбка Пресвятой Богородицы.

Мне было восемь с половиной лет, когда в пансионе при монастыре я сменила Леони, уже окончившую его. Я часто слышала, что время, проведенное в пансионе, – самое лучшее и приятное в жизни. Для меня же это было вовсе не так, и пять лет, проведенные там, стали самыми печальными в моей жизни. Если бы вместе со мной не было Селины, я не продержалась бы и месяца, не заболев... Бедный маленький цветок привык погружать свои слабые корешки в землю избранную, приготовленную специально для него; ему тяжело было видеть себя среди цветов разного рода, с корнями, зачастую не очень-то нежными, и заставлять себя находить в общей земле необходимые для существования соки!

[vl] [/vl]Вы, дорогая матушка, так хорошо подготовили меня, что, поступив в пансион, я оказалась самой развитой среди детей моего возраста. Меня поместили в класс, где все ученицы были гораздо старше. Одна из них, 13 или 14 лет, была не слишком умна, однако умела произвести на всех, в том числе и наставниц, нужное впечатление. Она стала завидовать мне (что, конечно же, простительно ученице), самой младшей, но почти всегда первой в классе и любимой всеми монахинями. Разнообразными способами она заставляла меня расплачиваться за мои небольшие успехи...

При моем робком и чувствительном характере я не умела защищаться и просто плакала, не говоря ни слова. На свои страдания я не жаловалась даже вам, но мне не хватало добродетели, чтобы стать выше этих невзгод, и мое сердечко сильно страдало... К счастью, каждый вечер я возвращалась домой, там мое сердце расцветало. Прыгая на коленях у своего короля, я рассказывала ему о полученных отметках, а после его поцелуя забывала все огорчения. С какой радостью я сообщила о моем первом сочинении по Священной истории, когда до высшей оценки мне не хватило одного балла, потому что я не знала как звали отца Моисея. Но все-таки я была первой и принесла замечательную медальку из серебра. Папа тоже наградил меня новенькой монеткой в четыре су. Я положила ее в копилку, которой теперь предстояло почти каждый четверг пополняться монеткой одного и того же достоинства... (Если на какой-нибудь большой праздник мне хотелось из собственных средств подать милостыню на дело распространения веры и тому подобное, я черпала из этой копилки.) Обрадованная успехами своей маленькой ученицы, Полина, чтобы вдохновить ее оставаться такой же прилежной, преподнесла ей в подарок чудесный обруч. Малышка Тереза действительно нуждалась в этих семейных радостях, без которых жизнь в пансионе была бы слишком суровой.

После обеда по четвергам у нас было время отдыха, но теперь оно не было похоже на Полинины выходные и я не оставалась на бельведере вместе с папой. Мне нравилось, когда я играла с Селиной, оставаясь с ней наедине, а приходилось играть с моими двоюродными сестрами и Моделондами. Это стало для меня настоящим наказанием: ведь не умея играть, как все, я не была хорошей подругой, хотя и безуспешно старалась подражать другим. Особенно сильно я скучала, когда все послеобеденное время приходилось танцевать кадриль. Единственное, что мне нравилось, так это ходить в парк Звезды (7). Там я всегда была первой, потому что умела находить самые красивые цветы и собирала их в огромном количестве, вызывая зависть у подружек...

А еще мне нравилось, когда случайно мы оставались вдвоем с младшей Марией, которая, если не было поблизости Селины Моделонд, вовлекавшей ее в обыкновенные игры, предоставляла свободу выбора мне, и я находила что-то совершенно новое. Мария и Тереза становились двумя отшельницами, не имеющими ничего, кроме бедной хижины, небольшого хлебного поля и кое-каких овощей. Их жизнь протекала в непрерывной созерцательной молитве и, если нужно было заниматься делами житейскими, одна отшельница сменяла другую. Все делалось в полном согласии, молчании и точно так, как подобает монашествующим. Когда тетя приходила за нами, чтобы вести нас гулять, игра продолжалась даже на улице. Обе отшельницы вместе молились по четкам, пользуясь при этом пальцами, дабы не обнаружить своего благочестия перед нескромной публикой. И все-таки однажды младшая отшельница забылась и, получив пирожное, прежде чем съесть его, осенила себя широким крестным знамением, что насмешило всех невежд века сего...

Прикрепления: 0256059.jpg (85.3 Kb)
 
  
Дата: Суббота, 16.01.2016, 14:07 | Сообщение # 5
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 4
Первое Причастие – в пансионе (1883-1886)


Чтение и картинки. – Первое Причастие. – Конфирмация (миропомазание). – Угрызения совести. – Госпожа Папино. – Дитя Девы Марии. – Новые расставания.

[vl][/vl]Рассказывая о встрече с кармелитками, я припомнила свое первое посещение монастыря вскоре после поступления туда Полины. Такую подробность упустить нельзя. Утром того дня, когда мне предстояло идти на свидание, я предавалась размышлениям в постели (ибо именно там возносила самые сокровенные молитвы и, в отличие от невесты из «Песни песней», всегда находила своего Возлюбленного), я спрашивала себя о том, какое имя дадут мне в Кармеле; я знала, что там уже есть одна сестра Тереза Иисуса, и все-таки лишиться такого замечательного имени как Тереза было невозможно. Внезапно я вспомнила о Младенце Иисусе, Которого очень любила, и подумала: «Как я была бы счастлива, если б меня назвали Терезой Младенца Иисуса!» Во время свидания я ничего не сказала о мечте, посетившей меня после пробуждения, но добрейшая мать Мария де Гонзаг стала спрашивать у сестер, какое имя следовало бы мне дать, и ей самой пришло в голову назвать меня так, как я мечтала... Велика же была моя радость, и это счастливое совпадение мыслей показалось мне знаком любви Младенца Иисуса.

Я забыла также о некоторых мелочах моего детства, когда вы еще не поступили в Кармель, и ничего не рассказала о своей любви к картинкам и чтению... Между тем, дорогая матушка, красочным картинкам, которые вы показывали, поощряя меня, я обязана одной из самых больших радостей и одному из самых сильных впечатлений, побуждавших меня к упражнениям в добродетели... Рассматривая их, я не чувствовала течения времени. Например, «Маленький цветок Божественного Узника» говорил мне так много, что я погружалась в глубокое созерцание. Когда я увидела под цветком имя Полины, мне захотелось, чтобы Тереза тоже была там, и я предала себя в руки Господа Иисуса, дабы стать Его маленьким цветком... Я не умела играть, но очень любила читать и провела бы за этим занятием всю жизнь. К счастью, мною руководили земные ангелы; они подбирали такие книги, которые, развлекая, давали пищу и уму и сердцу. К тому же я должна была проводить за чтением лишь ограниченное время, и это было огромной жертвой, так как зачастую приходилось прерываться на самом увлекательном месте... Такая привязанность к чтению продолжалась до моего поступления в Кармель. Невозможно перечислить все книги, прошедшие через мои руки, но Господь ни разу не позволил мне прочитать хотя бы одну, способную принести вред. Конечно, читая некоторые рыцарские романы, я не сразу понимала скрытые в них истинные ценности. Но Господь вскоре дал мне почувствовать, что истинна только та слава, которая длится вечно, и для ее достижения нет надобности совершать блестящие подвиги, нужно только незаметно упражняться в добродетели так, чтобы левая рука не знала, что делает правая... И вот, когда я читала о подвигах французских героинь, особенно о Жанне д'Арк, у меня появлялось большое желание подражать им. Мне казалось, что я ощущаю в себе то же горение, то же небесное дыхание, что воодушевляло их. Именно тогда мне была дана благодать, которую я расцениваю как одну из величайших в жизни. В том возрасте я еще не могла вместить столько света, как сейчас, когда переполнена им. Я думала, что рождена для славы, и искала пути к ее достижению. И вот Господь навел меня на размышления, о которых я только что написала. Он дал мне еще понять, что слава моя не откроется смертному взору и будет состоять в том, чтобы стать великой святой! Желание это может показаться дерзким, особенно, если принять во внимание, сколь немощна и несовершенна я была и продолжаю оставаться после семи лет, проведенных в монастыре. И тем не менее я постоянно ощущаю дерзновенное желание стать великой святой, потому что, не имея никаких собственных заслуг, я и не полагаюсь на них, но уповаю лишь на Того, Кто есть сама Добродетель и сама Святость. Только Он Один, довольствуясь моими слабыми усилиями, вознесет меня до Себя и, облекая в Свои бесконечные достоинства, сделает святой. Тогда я еще не думала, что ради достижения святости нужно много страдать, но Господь Бог не замедлил мне открыть это, посылая испытания, о которых я говорила выше... Теперь же я возвращаюсь к моему повествованию, к тому месту, где оставила его. Через три месяца после моего исцеления папа устроил нам поездку в Алансон. В первый раз я возвращалась туда, и радость переполняла меня при виде мест, где протекало мое детство, но особенно оттого, что я могла помолиться на могиле мамы, могла попросить ее постоянно хранить меня...

По милости Божьей я узнала мир лишь в той мере, чтобы презреть его и уйти из него. Я могла бы сказать, что первый мой выход в свет произошел во время пребывания в Алансоне. Все вокруг было пронизано счастьем; меня радостно принимали и лелеяли, мною восхищались, – одним словом, моя жизнь в течение пятнадцати дней была просто усыпана цветами. Признаться, такая жизнь была мне приятна. Права Премудрость, говоря: «Обаяние суетности обольщает даже дух, далеко отстоящий от зла» (Прем. 4,12). В десять лет сердце легко поддается обольщению, посему я считаю великой милостью то, что мы не остались в Алансоне; наши алансонские друзья были слишком от мира сего и слишком хорошо умели сочетать земные радости со служением Господу. Они недостаточно много размышляли о смерти, а между тем смерть посетила уже многих, кого я знала, молодых, богатых, счастливых! Мне нравится мысленно возвращаться в те прекрасные места, где они жили, спрашивая себя, где же они теперь, зачем им дворцы и парки, в которых у меня на глазах они наслаждались земным комфортом? И я вижу, что все под солнцем – суета и томление духа. Что единственное благо – от всего сердца любить Бога и быть на земле нищей духом...

Прикрепления: 4583766.jpg (11.0 Kb)
 
  
Дата: Суббота, 16.01.2016, 14:11 | Сообщение # 6
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 4 (продолжение)
Первое Причастие – в пансионе (1883-1886)


[vr][/vr]Но прежде, чем увидеть семью, воссоединившуюся на небесах в Отчем доме, мне предстояло еще пройти через множество разлук; в том году, когда меня приняли в число «Детей Девы Марии», Богородица забрала у меня Марию, единственную опору моей души. Ведь именно Мария руководила мною, утешала, помогала упражняться в добродетели и была моей единственной советницей. Конечно, в глубине сердца всегда оставалась Полина, но она была далеко, так далеко от меня! Привыкая жить без нее, видеть между нами непредолимые стены, я сильно мучилась. И в конце концов я признала печальную реальность: Полина была потеряна для меня почти так же, как если б она умерла. Конечно, она продолжала любить меня, молиться обо мне, но для меня Полина стала святой, которой уже не нужно было понимать земное, а все мои невзгоды должны были, узнай она о них, удивить ее и помешать любить Терезу... Кроме того, даже если бы мне захотелось, как в Бюиссонне, поведать ей свои мысли, у меня все равно ничего бы не вышло, потому что встречалась она только с Марией. Нам же с Селиной было позволено приходить к концу свидания, и времени хватало лишь на то, чтобы сжалось сердце... Таким образом, у меня была только Мария. Она была мне необходима: с ней одной я говорила о своих угрызениях совести и лишь ей была настолько послушна, что даже духовник никогда не узнал о моей скверной болезни, ведь я исповедовалась ему только в том, что разрешала Мария. Поэтому я вполне могла сойти за душу, менее всех на земле подверженную угрызениям совести, несмотря на то, что находилась на последней стадии этого недуга. Итак, Мария знала все, что происходило в моей душе; она знала также и о моих устремлениях к Кармелю, я же любила ее настолько, что не могла без нее жить. Каждый год тетя приглашала всех нас по очереди к себе в Трувилль. Мне очень нравилось ездить туда, но только вместе с Марией. Когда же ее не было, я сильно скучала. И все же однажды в Трувилле я получила огромное удовольствие. Это было в тот год, когда папа ездил в Константинополь. Чтобы немного развлечь меня и Селину (мы очень грустили от мысли, что папа так далеко), Мария отправила нас на две недели к морю. Тетя пыталась доставить нам всевозможные удовольствия: мы катались на ослике, удили рыбу и т.д. Несмотря на свои двенадцать с половиной лет, я была еще совсем ребенком. Помнится, я так обрадовалась красивым голубым лентам для волос, подаренным тетей; помнится также, как я пошла на исповедь в Трувилле и исповедовалась даже в этом детском удовольствии, которое показалось мне грехом... Однажды вечером я провела один эксперимент, результат которого меня сильно удивил. Мария (Герен), часто страдающая головной болью, все время хныкала. Тетя ласкала ее называя самыми нежными именами, но моя двоюродная сестричка продолжала, рыдая, говорить что у нее болит голова. У меня тоже почти каждый день болела голова, но я на это не жаловалась. Как-то вечером мне захотелось последовать примеру Марии: я уселась в кресло в углу гостиной и начала хныкать. Вскоре Жанна и тетя засуетились вокруг меня, спрашивая, что со мной. Я отвечала, как Мария: «У меня болит голова». По-видимому, мне совсем не шло жаловаться, я так и не смогла убедить их в том, что меня заставила плакать головная боль. Вместо того чтобы приласкать, со мной заговорили как со взрослой, и Жанна упрекнула меня в недоверии к тете, потому что думала, что меня беспокоит совесть... В конечном итоге, твердо решив никогда больше не подражать другим, я не осталась в накладе и поняла смысл басни «Осел и собачка» (16). Я была тем ослом, который, видя расточаемые собачке ласки, положил на стол свое тяжелое копыто, дабы получить порцию поцелуев. Увы! Если, подобно бедному животному, я и не заработала удара палкой, то тем не менее отплатили мне той же монетой, и это вылечило меня навсегда от желания привлекать к себе чье-либо внимание, единственная предпринятая попытка стоила слишком дорого!

Прикрепления: 2682198.jpg (12.4 Kb)
 
  
Дата: Понедельник, 18.01.2016, 10:40 | Сообщение # 7
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 5
Благодать Рождества (1886-1887)


Кровь Иисуса Христа. – Пранцини, мой первенец. – «Подражание» и Арменжон. – Желание поступить в Кармель. – Доверительная беседа с отцом. – Перемена в решении дяди. – Возражение настоятеля. – Поездка в Байе.

[vl][/vl]Если Небо и осыпало меня милостями, то вовсе не потому, что я их заслуживала. Я была еще очень несовершенна. Правда, у меня было большое желание упражняться в добродетели, но осуществляла я это довольно странным образом. Например, так: будучи в семье самой младшей, я не была приучена прибирать за собой; Селина убирала комнату, в которой мы спали, я же ничего не делала по хозяйству; после поступления Марии в Кармель я иногда предпринимала попытку застелить постель, желая порадовать Господа, или же вечером, в отсутствие Селины, пойти и занести ее цветочные горшки. Все это я делала только ради одного Господа Бога и потому не должна была ожидать людской благодарности. Увы! Все получалось иначе. Если, к несчастью, Селина всем своим видом не являла удивление и радость, вызванные моими небольшими услугами, я оставалась недовольной, лишний раз подтверждая это слезами... Я была, действительно, невыносима из-за своей чрезмерной чувствительности. Если мне невольно случалось огорчить любимого человека, то вместо того, чтобы взять себя в руки и не плакать, только усугубляя вину, я рыдала горючими слезами. Едва успокоившись от самого проступка, я продолжала рыдать из-за того, что рыдала... Любые доводы были бесполезны, и мне никак не удавалось избавиться от этого скверного недостатка. Не знаю, как я могла тешить себя мыслями о поступлении в Кармель, пребывая еще в таком младенческом возрасте! Господу было необходимо совершить небольшое чудо, чтобы я смогла возрасти в одно мгновение. Он совершил это чудо в день Рождества, в ту светозарную ночь, которая осветила любовь Пресвятой Троицы. Крохотным Младенцем, Которому исполнился всего лишь час, Иисус претворил ночь моей души в потоки света... Этой ночью Он, слабый и страдающий, из любви ко мне сделал меня сильной и смелой. Он облек меня в Свое всеоружие, и, начиная с этой благословенной ночи, я не была побеждена ни в одном сражении. Наоборот, я шла от победы к победе и начала, так сказать, «бег исполина»! (Пс. 18, 3). Источник слез иссяк и открывался лишь изредка, да и то с трудом, подтверждая когда-то сказанное мне: «Ты столько плачешь в детстве, что потом у тебя уже не останется слез!»

25 декабря 1886 года я, по милости Божией, вышла из детства, иными словами, обрела благодать полного обращения. Мы возвращались с полуночной мессы, где мне посчастливилось приобщиться Богу сильному и крепкому (см. Пс. 23, 8). Придя в Бюиссонне, я с радостью пошла забирать свои башмачки из камина. Этот старинный обычай доставлял нам в детстве столько веселья, что Селине еще хотелось считать меня ребенком, ведь я была в семье самой маленькой. Папе тоже нравилось видеть меня счастливой и слышать мои радостные крики при извлечении каждого предмета из волшебных башмачков, а веселье моего дорогого короля еще больше увеличивало это счастье. Но Господу было угодно показать мне, что я должна избавляться от детских недостатков, и Он лишил меня этих невинных радостей, позволив папе, уставшему после полуночной мессы, выразить скуку при виде башмачков в камине и произнести слова, пронзившие мое сердце: «К счастью, это наконец-то в последний раз!» Я тогда поднималась по лестнице, чтобы снять шляпку. Зная мою чувствительность, Селина при виде слез, заблестевших на моих глазах, готова была тоже расплакаться, потому что сильно любила меня и понимала мое горе. «Тереза! – сказала она, – не спускайся, тебе сейчас будет очень горько заглядывать в твои башмачки». Но Тереза была уже не та. Господь изменил ее сердце! Преодолевая слезы, я быстро спустилась по лестнице и, сдерживая колотящееся сердце, взяла свои башмачки, поставила их перед папой и со счастливым видом стала радостно доставать подарки, как королева. Папа смеялся. Он снова повеселел, а Селина думала, что видит сон! К счастью, это была реальность: маленькая Тереза вновь обрела душевную силу, которую потеряла в четыре с половиной года, и теперь уже навсегда должна была ее сохранить!

Прикрепления: 5722398.jpg (10.5 Kb)
 
  
Дата: Понедельник, 18.01.2016, 10:43 | Сообщение # 8
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 5 (продолжение)
Благодать Рождества (1886-1887)


Наконец, на четвертый день, это была суббота – день, посвященный Царице Небес, я пошла повидаться с дядей. Каково же было мое удивление, когда я его увидела! Он посмотрел на меня и повел за собой в кабинет, хотя я ничем не выражала своего желания. Он начал ласково упрекать меня за то, что я, по-видимому, побаиваюсь его, потом сказал, что больше нет необходимости просить о чуде, что стоило ему лишь помолиться Господу о ниспослании «простого вразумления сердца», как это было исполнено... Итак, теперь мне не надо было больше искушать себя молитвой о чуде, ибо чудо было уже мне даровано: мой дядя стал другим. Без единого намека на «человеческое благоразумие» он сказал мне, что я – тот маленький цветок, который Господу угодно сорвать, он же больше не будет этому противиться!

Такой решительный ответ был, действительно, достоин его. В третий раз этот христианин старой закалки позволял одной из своих приемных дочерей уйти и скрыться от мира. Тетя тоже была на редкость нежна и благоразумна. Я не припомню, чтобы во время моего испытания она сказала хотя бы слово, которое могло бы усугубить его. Я видела, что она сильно жалела бедняжку Терезу. Поэтому, лишь только я получила дядино согласие, она сразу же дала свое, однако не без того, чтобы множеством способов показать, что мой уход доставит ей огорчение... Увы! Как далеки были наши дорогие родственники от мысли о принесении такой жертвы еще два раза... Но руку, постоянно протянутую для прошения, Господь Бог не оставляет пустой, и самые любимые друзья Его могут черпать там в изобилии силы и мужество, столь необходимые им... Мое сердце увлекло меня довольно далеко от темы, и почти неохотно я возвращаюсь к ней. Вы понимаете, матушка, с какой легкостью после дядиного ответа я отправилась в Бюиссонне – под дивным небом, на котором облака абсолютно развеялись! Закончилась ночь и в моей душе. Господь, пробуждаясь, вернул мне радость, шум волн утих; вместо ветра испытаний легкий ветерок надувал мой парус, и я думала, что уже скоро приплыву к благословенному берегу, который, казалось, совсем близко. И правда, он был невдалеке от моей лодочки, но впереди была еще не одна гроза, которая, скрывая из виду свет маяка, должна была испугать ее тем, что она безвозвратно удалилась от желанного берега...

Через несколько дней после того, как я получила дядино согласие, я отправилась повидать вас, дорогая матушка, и с радостью поведала о том, что все испытания уже позади. Каково же было мое удивление и огорчение, когда я услышала, что настоятель Кармеля (5) не соглашается, чтобы я поступила до того, как мне исполнится двадцать один год...

Никто не подумал об этом, самом непреодолимом препятствии. Все же, не теряя мужества, вместе с папой и Селиной я пошла к настоятелю, чтобы попытаться растрогать его, убедив, что поступить в Кармель – действительно мое призвание. Он принял нас очень холодно, и напрасно папа присоединял свои настоятельные просьбы к моим. Ничто не могло изменить решения настоятеля. Он говорил, что время терпит, что я могу вести жизнь кармелитки дома, что если у меня и не будет строгого распорядка, то не все еще потеряно и т.д. и т п. В конце концов он добавил, что он только представитель монсеньора, и, если тот пожелает разрешить мне поступить в Кармель, ему больше нечего будет сказать. Я вышла от него в слезах, но, к счастью, меня закрывал зонтик. Лил проливной дождь. Папа не знал, как меня утешить... Он пообещал свозить меня в Байе сразу же, как только я захочу, поскольку я решила добиться своего и заявила, что дойду до Святого Отца, если монсеньор не позволит мне в пятнадцать лет поступить в Кармель. До поездки в Байе произошло немало событий. Внешне жизнь казалась такой же; я училась, вместе с Селиной брала уроки рисования, и учительница находила во мне большие способности к своему предмету. Особенно я возрастала в любви к Богу. Я ощущала в своем сердце неведомые доселе порывы, порою у меня бывали настоящие восторги любви. Однажды вечером, не зная, как выразить Господу Иисусу свою любовь, свое желание, чтобы Он был любим и прославляем повсюду, я с болью подумала, что из глубин ада Он никогда не получит ни одного признания в любви. Тогда, чтобы порадовать Его, я сказала Господу Богу, что охотно согласилась бы туда погрузиться, дабы Он был вечно любим в этом богохульном месте... Я знала, что это не может Его прославить, ибо Он хочет лишь нашего счастья, но когда любят, испытывают потребность говорить множество глупостей; и если я так говорила, то вовсе не потому, что Небо не привлекало меня. У меня просто не было иного неба, кроме любви, и я чувствовала, подобно апостолу Павлу, что ничто не сможет отлучить меня от Божественного предмета любви!

 
  
Дата: Вторник, 19.01.2016, 20:50 | Сообщение # 9
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 6
Поездка в Рим (1887)


Париж: Божия Матерь Победительница. – Швейцария. – Милан, Венеция, Болонья, Лоретто. – Колизей и катакомбы. – Аудиенция у Льва XIII. – Неаполь, Ассизи, возвращение во Францию. – Три месяца ожиданий.


Через три дня после поездки в Байе мне предстояло совершить еще одну, более дальнюю поездку в вечный город. Какое это было путешествие! Оно дало мне больше, чем все долгие годы учебы; оно показало мне тщетность всего преходящего, показало, что все под солнцем – томление духа, (см. Екк. 2, 11) Но тем не менее, созерцая чудесные памятники искусства и христианской культуры, я увидела много прекрасного, особенно когда ступала по той же земле, что и апостолы, земле, орошенной кровью мучеников, когда душа моя возрастала от соприкосновения со святынями.

Я очень счастлива, что побывала в Риме. И я понимаю тех людей, которые полагали, что папа устроил это дальнее путешествие для того, чтобы изменить мои мысли о монашеской жизни; там, действительно, было от чего пошатнуться неокрепшему призванию.

Мы с Селиной никогда не вращались в высшем обществе. Здесь же мы оказались в дворянской среде, к которой принадлежали почти все наши паломники. Все эти титулы совсем не приводили нас в восхищение и казались дымом... Издалека это пускало немного пыли в глаза, но вблизи я увидела, что «не все золото, что блестит», и поняла слова из «Подражания»: «Да не будет тебе заботы ни о великой славе, тенью мелькающей, ни о близком знакомстве со многими, ни о тесном содружестве людском» (Подражание Христу, Кн. 3 – 24, 2).

Я поняла, что истинное величие в душе, а не в имени, ибо, как говорит пророк Исайя: «Господь Бог назовет избранных Своих иным именем» (см. Ис. 65,15), а апостол Иоанн продолжает: «Побеждающему дам белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2,17). Итак, только на Небе мы узнаем наше дворянское звание, «...и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4, 5) согласно его заслугам, и тот, кто на земле пожелал быть самым бедным, самым забытым ради любви к Господу, тот станет первым, самым благородным и самым богатым!

Второе, что я узнала на опыте, касается священников. Так как я никогда не жила среди них, никак не могла понять основную цель реформ Кармеля. Меня восхищала молитва за грешников, но казалось странным молиться за души священников, которые мне представлялись прозрачнее кристалла!

Суть своего призвания я поняла в Италии, и не так уж это далеко для такого полезного знания...

Целый месяц я жила в окружении священнников и видела, что если высокий сан и возносит выше ангелов, то сами они остаются слабыми немощными людьми... И если священники, которых Господь в Евангелии называет «солью земли» всем своим поведением показывают, что они крайне нуждаются в молитвах, стоит ли говорить о тех, кто «не горяч и не холоден»? Не говорил ли Господь еще: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. 5, 13).

Матушка! Как прекрасно призвание, которое сберегает соль, предназначенную душам, – призвание Кармеля, ибо единственная цель наших молитв и жертв в том, чтобы быть апостолами апостолов, молясь за них, когда они обращают души к Евангелию своим словом и особенно своим примером. Мне надо остановиться. Если я продолжу говорить на эту тему, то никогда не закончу!

 
  
Дата: Вторник, 19.01.2016, 20:52 | Сообщение # 10
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 6 (продолжение)
Поездка в Рим (1887)


Разумеется, мой голос дрожал от волнения, поэтому повернувшись к аббату Реверони, который удивленно и недовольно смотрел на меня, Святой Отец произнес: «Я не очень хорошо понимаю». Если бы Господь Бог допустил, то аббату Реверони было бы очень просто получить для меня то, чего я желала, но Господу было угодно даровать мне крест, а не утешение. «Ваше Святейшество, – ответил викарий, – это дитя хочет поступить в Кармель в пятнадцать лет, но настоятели сейчас рассматривают этот вопрос». «Ну что ж, дитя мое, – продолжил Святой Отец, лаского глядя на меня, – поступайте так, как скажут вам настоятели». Тогда, положив руки к нему на колени, я сделала последнюю попытку и умоляющим голосом сказала: «О, Ваше Святейшество, если бы вы сказали «да», тогда все были бы согласны!» Он пристально посмотрел на меня и произнес, делая ударение на каждом слоге: «Хорошо... Хорошо... Вы поступите, если это угодно Господу Богу...» (В его интонации было нечто столь проникновенное и убедительное, что мне кажется, будто я еще слышу его.) Доброта Святого Отца придала мне смелости, я хотела еще что-то сказать, но два стража вежливо прикоснулись ко мне, чтобы я вставала; видя, что этого недостаточно, они взяли меня под руки, а аббат Реверони помог им меня приподнять, так как я все еще продолжала опираться руками о колени Льва XIII, и только силой можно было оторвать меня от его ног... Когда меня таким образом поднимали, Святой Отец приложил свою руку к моим губам, а потом поднял ее, чтобы благословить. Тогда мои глаза наполнились слезами, и аббат Реверони увидел алмазов не меньше, чем в Байе... Два стража отнесли меня, если можно так выразиться, к двери, а тал третий вручил мне медаль Льва XIII. Идущая за мной Селина, взволнованная почти так же, как я, была свидетельницей этой сцены, но у нее все-таки хватило мужества попросить Святого Отца благословить Кармель. Аббат Реверони ответил недовольным голосом: «Кармель уже благословили». И Святой Отец ласково повторил: «О, да, его уже благословили». Папа побывал у ног Льва XIII раньше нас (вместе с мужчинами). Аббат Реверони был очень приветлив с ним, представив его как отца двух кармелиток. В знак особого благоволения Святой Отец положил руку на голову моего короля, видимо, таким образом отметив его таинственной печатью от имени Того, Чьим представителем он являлся... Теперь, когда отец четырех кармелиток пребывает на Небе, на сияющем челе этого верного раба покоится уже не рука Папы, предвозвестившего ему мученичество... но рука Царя Славы. И уже никогда эта божественная рука не отстранится от чела, которое она прославила!

Мой дорогой отец очень огорчился, найдя меня в слезах при выходе с аудиенции. Он делал все возможное, чтобы утешить меня, но тщетно... В глубине сердца я ощущала мир и покой, поскольку сделала абсолютно все, что было в моей власти, чтобы ответить на призыв Господа Бога. Но этот мир был в глубине, а душу переполняла горечь, ибо Господь молчал. Казалось, Он отсутствовал, и ничто не являло мне Его присутствия. В этот день солнце еще не решалось сиять, а прекрасное голубое небо Италии, покрытое темными тучами, не переставало плакать вместе со мной. Все было кончено, поездка больше не привлекала меня, потому что цель не была достигнута. Между тем последние слова Святого Отца должны были бы меня утешить: действительно, не являлись ли они настоящим пророчеством? Ведь несмотря на все препятствия, исполнилось именно то, что было угодно Господу Богу. Он не позволил Своим созданиям делать то, что хотели они, но творить волю Его... С некоторых пор я полностью вверила себя в руки Младенца Иисуса, чтобы сделаться Его игрушкой. Я просила Его обращаться со мной не как с дорогой игрушкой, на которую дети только смотрят, не осмеливаясь прикоснуться, но как с не имеющим никакой ценности мячиком, который Он мог бы бросить на пол, наподдать ногой, проткнуть, оставить в углу или же, если это доставит Ему удовольствие, прижать к Своему Сердцу, – одним словом, мне хотелось позабавить Младенца Иисуса, сделать Ему приятное, отдать себя Его детским прихотям. И Он внял моей молитве.

В Риме Иисус проткнул Свою игрушку, Ему захотелось посмотреть, что у нее внутри, а после того как увидел и остался доволен Своим открытием, Он уронил мячик и уснул... Что делал Он во время Своего сладкого сна и что стало с брошенным мячиком? Иисусу снилось, что Он еще забавляется со Своей игрушкой: подбрасывает мячик, ловит его, откатывает далеко от Себя, а потом берет и прижимает к Сердцу, не давая больше отдалиться от Своей маленькой Руки...

 
  
Дата: Среда, 20.01.2016, 16:51 | Сообщение # 11
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 7
Первые годы в Кармеле (1888-1890)


Исповедь отцу Пишону. – Тереза и ее наставницы. – Святой Лик. – Монашеское одеяние. – Болезнь отца. – Малые добродетели.


[vl][/vl]Для моего поступления был выбран понедельник 9 апреля, когда Кармель праздновал Благовещение, перенесенное из-за Великого поста. Накануне вся семья собралась вокруг стола, за который я села в последний раз. Как разрывают сердце эти встречи в узком семейном кругу! Когда так хотелось бы, чтобы на тебя не обращали внимание, со всех сторон расточаются ласки и нежные слова, которые особенно остро дают почувствовать жертву разлуки. Папа почти не говорил и только смотрел на меня с любовью... Тетя время от времени плакала, а дядя просто рассыпался в комплиментах. Жанна и Мария тоже были очень предупредительны ко мне, особенно Мария, которая, отведя меня в сторону, попросила прощения за причиненные, как ей казалось, неприятности. Леони, несколько месяцев назад вернувшаяся из монастыря Посещения, все время обнимала и целовала меня. И, наконец, Селина, о ней я ничего не сказала, но, дорогая матушка, вы догадываетесь, как прошла последняя ночь, проведенная нами вместе... Утром великого дня, взглянув в последний раз на Бюиссонне, это благодатное гнездо детства, которое мне не придется больше увидеть, я отправилась под руку с моим дорогим королем на покорение горы Кармель. Как и накануне, вся семья собралась, чтобы пойти на мессу и причаститься. С того момента, как Господь вошел в сердца моих родных, я не слышала вокруг ничего, кроме рыданий. Одна я не проливала слез, но чувствовала, что сердце бьется с такой силой, что казалось невозможным двинуться, когда подадут знак подойти к дверям монастыря. Я шла и спрашивала себя, не умру ли я от ударов сердца. Какое это было мгновение! Невозможно понять его, не пережив...

Мое волнение не вышло наружу; обняв всех моих родственников, я опустилась на колени перед отцом, испрашивая его благословения; тогда он сам стал на колени и, плача, благословил меня. Ангелы должно быть улыбались при виде такой сцены: старец, отдающий Господу свое дитя в весеннюю пору его жизни! Через несколько мгновений двери закрылись за мной, и тогда меня заключили в объятия любимые сестры, заменявшие мне мать. Отныне я буду подражать им в своих поступках... Наконец мои желания исполнились. Невозможно выразить, какой глубокий мир был в моей душе. С тех пор уже семь с половиной лет, как этот внутренний мир стал моим уделом, и он не оставил меня даже среди самых больших испытаний.

Как и всех поступающих в монастырь меня сразу же провели в церковь на хоры, где было сумрачно из-за выставленных на поклонение Святых Даров (11). Прежде всего меня поразили глаза матери Женевьевы, задержавшиеся на мне. На мгновение я встала на колени у ее ног, благодаря Господа Бога за ниспосланную мне милость быть знакомой со святой; затем я последовала за матерью Марией де Гонзаг по разным уголкам монастыря. Все мне казалось восхитительным, я думала, что перенеслась в пустыню. Особенно мне понравилась наша маленькая келья (12), но радость была спокойной, и даже легкий ветерок не волновал тихие воды, по которым плыл мой кораблик, а синеву неба не затмевало ни единое облачко... Я была полностью вознаграждена за все испытания. С какой радостью я повторяла слова: «Это навсегда, я здесь навсегда!»

Это счастье не было мимолетным, оно не исчезло вместе с иллюзиями первых дней. Господь Бог оказал мне милость не иметь ни одной иллюзии при поступлении в Кармель. Монашескую жизнь я нашла такой, какой представляла. Ни одна жертва не удивила меня, хотя, и вы это знаете, дорогая матушка, на первых шагах я встретила больше шипов, чем роз! Да, страдание протянуло ко мне свои руки, и я с любовью бросилась в их объятья. И что я собиралась делать в Кармеле, то провозгласила у ног Иисуса-Хостии на испытании, предварявшем мой постриг: «Я пришла, чтобы спасать души и особенно, чтобы молиться за священников». Когда хочешь достигнуть цели, надо затратить средства; Господь дал мне понять, что лишь крестом Ему угодно привлекать ко мне души, и мое стремление к страданию возрастало по мере того, как увеличивалось само страдание. Это был мой путь на протяжении пяти лет, но с внешней стороны ничто не выдавало моих страданий, еще более мучительных, оттого что о них знала я одна. Как удивимся мы в конце мира, когда прочтем историю человеческих душ! Как изумятся некоторые, увидев путь, по которому была водима моя душа!

Прикрепления: 7634377.jpg (11.0 Kb)
 
  
Дата: Четверг, 21.01.2016, 12:06 | Сообщение # 12
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 8
От монашеских обетов к жертве любви (1890-1895)


Постриг. – Мать Женевьева святой Терезы. – Эпидемия гриппа. – Ретрет отца Алексиса. – Настоятельство матери Агнессы. – Смерть отца. – Поступление в монастырь Селины. – Конец рукописи А.

[vr][/vr]Прежде чем поведать вам об этом испытании, мне следовало бы, дорогая матушка, рассказать о ретрете, предварявшем мой постриг; он вовсе не утешил меня. Абсолютная сухость и почти что оставленность стали моим уделом. Господь, как всегда, дремал в моей лодочке. Я заметила, что очень редко человеческие души дают Ему спокойно поспать у себя. Господь так устал от необходимости обо всем заботиться, что поспешил воспользоваться отдыхом, который я Ему предоставила. Наверное, Он так и не проснется до главного моего ретрета в вечности, но вместо огорчения я испытываю от этого большую радость...

Воистину, я далека от святости. И вот почему: мне следовало бы не радоваться сухости, а приписать ее недостатку усердия и верности; мне бы сокрушаться, что уже на протяжении семи лет я засыпаю на молитве, а я не сокрушаюсь. Я думаю, что уснувшие малые дети так же дороги родителям, как и бодрствующие и что перед операцией врачи не напрасно погружают больных в сон. И, наконец, я думаю, что Господь «знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Пс. 102, 14).

Итак, мой ретрет перед принесением обетов был, как и все последующие, ретретом великой сухости. Тем не менее Господь ясно, но без того, чтобы я это замечала, показывал мне, как стать угодной Ему и упражняться в самых возвышенных добродетелях. Много раз я обращала внимание на то, что Господь не желает ничего давать про запас. Каждое мгновение Он питает меня совершенно новой пищей, и я нахожу ее в себе, не ведая, как она там оказалась. Мне кажется, что Сам Господь, сокрытый в глубине моего сердца, милостиво внушает мне то, что угодно Ему, чтобы я сейчас сделала.

За несколько дней до принесения обетов мне посчастливилось получить благословение Папы Римского. Я просила о нем через брата Симеона еще и ради папы, чтобы таким образом отблагодарить его за поездку в Рим.

Наконец наступил прекрасный день моего бракосочетания. Он был безоблачным, но накануне в моей душе поднялась буря, какой я не знала никогда. Ни разу еще ни одной сомнительной мысли по поводу призвания не приходило мне в голову. Теперь надо было изведать и это испытание. Вечером, когда я совершала крестный путь, мое монашеское призвание показалось мне сном, несбыточной мечтой. Я находила жизнь в Кармеле замечательной, но бес внушил мне уверенность в том, что это не для меня, что я обману настоятельниц, продвигаясь по пути, к которому не призвана. Мрак стал таким, что я уже ничего не видела и не понимала, кроме одного: призвания у меня нет! Как описать томление моей души? Мне казалось (бессмыслица, показывающая, что это искушение), что, если я расскажу свои опасения наставнице, она не позволит мне принести обеты; между тем я хотела исполнять волю Божию (даже если для этого надо вернуться в мир), нежели оставаться, следуя своей воле, в Кармеле. Но я все-таки позвала наставницу и, сильно смущаясь, поведала ей о состоянии моей души. К счастью, она видела яснее, чем я, и полностью меня успокоила. К тому же проявленное мною смирение обратило беса в бегство; он, наверное, думал, что я не осмелюсь признаться в таком искушении. Как только я закончила говорить – все сомнения рассеялись, но, для того чтобы мое смирение стало еще совершеннее, я пожелала также поведать об этом странном искушении нашей матушке, но она лишь посмеялась надо мной.

Утром 8 сентября меня залили потоки мира, и в этом мире, «который превыше всякого ума» (Фил. 4, 7), я принесла обеты. Мой союз с Господом был заключен не посреди громов и молний или необычайных милостей, но при веянии тихого ветра, похожего на тот, что слышал на горе пророк Илия... Какие только милости не были испрошены мною в тот день! Я, действительно, чувствовала себя царицей и пользовалась этим, чтобы освободить пленников и добиться благосклонности Царя к его неблагодарным подданным. Словом, мне хотелось освободить из чистилища все души и обратить грешников. Я много молилась о маме, о сестрах, обо всей семье, но особенно о папе, таком исстрадавшемся, таком святом. Я предала себя Господу, чтобы Он полностью творил во мне Свою волю, и никто из людей никогда этому не препятствовал...

Прикрепления: 3328782.jpg (12.4 Kb)
 
  
Дата: Пятница, 22.01.2016, 21:44 | Сообщение # 13
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 9
Мое призвание – любовь (1896)


Тайны Господа. – Блаженная мать Анна. – Все призвания. – Бросать цветы. – Птенчик. – Божественный Орел. – Конец рукописи <В>.

И.М.И.Т.
Иисус +

Дорогая сестра! Вы просите оставить вам что-нибудь на память о моем ретрете, который, быть может, станет последним... Поскольку наша матушка дала на это [vr][/vr]благословение, – для меня радость побеседовать с вами, дважды ставшей мне сестрою, с вами, отвечавшей за меня и обещавшей от моего имени служить только Господу, когда я еще не могла говорить. Дорогая крестная! В этот вечер с вами говорит дитя, которое вы предали в руки Господа и которое любит вас, как только дитя может любить свою мать. Лишь на Небе вы узнаете о той благодарности, которой исполнено мое сердце. Вам хотелось бы услышать о тайнах, которые Господь доверяет вашей девочке. Мне известно, что эти тайны Он доверяет также и вам, ибо именно вы научили меня внимать божественным наставлениям. Но я все-таки попытаюсь пролепетать несколько слов, хотя и чувствую, что человеческим языком нельзя передать то, что и сердцем-то едва можно постигнуть...

Не думайте, что я купаюсь в утешениях. Нет, мое утешение в том, чтобы не иметь никакого утешения здесь, на земле. Не являя Себя и не давая услышать Свой голос, Господь втайне наставляет меня, но не с помощью книг, потому что я не понимаю того, что читаю. Порою меня утешает слово, например, однажды в конце молитвы (когда я пребывала в тишине и сухости) я открыла наугад: «Вот Наставник, которого даю тебе; Он научит тебя всему, что ты должна делать. Я хочу, чтобы ты читала в книге жизни, где содержится премудрость Любви» (1). Премудрость Любви, да, это слово так сладостно звучит в моей душе. Лишь такую премудрость я желаю и, отдав за нее все свои богатства, подобно Невесте из Песни песней, считаю, что ничего не дала (см. Песн. 8, 7). Мне совершенно ясно, что одна лишь любовь может сделать нас угодными Господу Богу, и эта любовь – единственное благо, к которому я стремлюсь. Господу было угодно показать мне единственный путь, ведущий к божественному горнилу: это – полное доверие беспомощного младенца, безбоязненно уснувшего на руках Отца. «Кто совсем мал, обратись сюда», – сказал Святой Дух устами Соломона (см. Притч. 9, 4). И тот же Дух Любви добавил, что «меньший заслуживает помилование» (Прем. 6, 6). От Его имени пророк Исайя открывает нам, что в последний день «как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей» (Ис. 40, 11), и, словно всех этих обещаний еще недостаточно, тот же пророк, чей вдохновенный взор уже погрузился в глубины вечности, восклицает от имени Господа: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, на руках буду носить вас и на коленях ласкать» (см. Ис. 66, 13-12). Дорогая крестная! После таких слов остается лишь умолкнуть и заплакать от благодарности и любви. О, если б все немощные и несовершенные души почувствовали то, что чувствует самая малая – душа вашей Терезы, тогда ни одна бы из них не отчаялась, пытаясь достигнуть вершины любви. Ведь Господь не просит великих свершений, но лишь отвержения себя и благодарности; не Он ли сказал в 49 псалме: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; ибо Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною... Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов, и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои» (Пс. 49, 9-14).

Итак, вот и все, что Господь требует от нас. Ему вовсе не нужны наши деяния, а нужно лишь одно – наша любовь, ибо Тот же Самый Бог, Который заявляет, что Ему нет нужды говорить нам, когда взалчет, не побоялся вымолить немного воды у самарянки. Ему захотелось пить. Но говоря: «Дай Мне пить» (Ин. 4, 7), Творец вселенной просил у Своего жалкого творения любви. Он жаждал любви... О как я чувствую, что Господь страдает от жажды более, чем когда-либо. Но среди приверженцев этого мира Он встречает лишь неблагодарных и равнодушных, а среди Своих учеников Он находит, увы, немного сердец, которые безоговорочно предают Ему себя и могут вместить Его бесконечную любовь.

Как же, дорогая сестра, мы счастливы, что постигаем сокровенные тайны нашего Жениха. Если бы вы захотели написать все, что вам известно о них, мы прочли бы прекрасные страницы, но я знаю, что вам больше нравится хранить тайны Царя в глубине сердца; мне же вы говорите, что «о делах Божиих объявлять похвально» (Тов. 12, 7). Я нахожу, что у вас есть все основания хранить молчание, и пишу эти строки, только чтобы сделать вам приятное, поскольку ощущаю свое бессилие передать небесные тайны земными словами. И потом, даже исписав страницы и страницы, я посчитала бы, что еще не начала... Ведь существует такое множество точек зрения и разнообразных оттенков, что после ночного мрака этой жизни только палитра небесного Художника сможет снабдить меня красками, способными изобразить те чудеса, которые Он открывает очам моей души.

Прикрепления: 5063159.jpg (31.9 Kb)
 
  
Дата: Воскресенье, 24.01.2016, 14:36 | Сообщение # 14
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 10
Испытание веры (1896-1897)


Тереза и настоятельница. – Божественный лифт. – В первый раз кровь при кашле. – Трапеза грешников. – Призыв к миссиям. – Что есть любовь к ближнему.

И.М.И.Т. Июнь 1897
Иисус +

Возлюбленная матушка! Вы выразили желание, чтобы я вместе с вами закончила воспевать милости Господни, – песнь, которую я начала вместе с вашей любимой дочерью Агнессой Иисуса, ставшей для меня матерью, ибо Господь поручил ей руководить мною в детстве. Итак, вместе с ней я должна была воспеть милости, ниспосланные цветку Пресвятой Богородицы в весеннюю пору его жизни. С вами же вместе мне предстоит петь о счастье этого цветка теперь, когда робкие лучи зари уступили место жгучему зною полудня. Да, вместе с вами, возлюбленная матушка, и, отвечая вашему пожеланию, я постараюсь поведать о моих чувствах, о [vl][/vl]признательности Господу Богу и вам, которая являет Его мне видимым образом. Разве не в ваших материнских руках я целиком предала себя Ему? Матушка, запомнился ли вам тот день? Да, я чувствую, что ваше сердце не смогло бы его забыть... Я же должна ждать, когда попаду на Небо, потому что здесь не нахожу слов, способных передать то, что произошло в моем сердце в тот благословенный день.

Возлюбленная матушка, настал день, в который моя душа еще сильнее, если это только возможно, привязалась к вашей. Это произошло, когда Господь снова возложил на вас бремя настоятельства. Тогда, дорогая матушка, вы сеяли в слезах, но на Небе исполнитесь радости, неся снопы свои (см. Пс. 125, 5-6). Простите мне, матушка, мою детскую непосредственность: я чувствую, что вы позволяете мне говорить с вами, не подыскивая слова, которые молодой монахине позволительно говорить своей настоятельнице. Возможно, я не всегда буду находиться в рамках, предписанных младшим. Но осмелюсь сказать, матушка, это ваша вина, ведь я веду себя с вами как дитя, потому что вы ведете себя со мною не как настоятельница, но как мать...

Дорогая матушка, я так хорошо чувствую, что в вашем лице ко мне обращается Сам Господь Бог. Многие сестры думают, что вы баловали меня и что с момента моего вхождения в ковчег (т. е. в Кармель. – Прим. пер.), я получала от вас лишь похвалы да ласки. Между тем это совсем не так. Вы сами, матушка, увидите в написанных мною воспоминаниях детства то, что я думаю о строгом материнском воспитании, которое получила от вас. От всего сердца благодарю вас за то, что вы не щадили меня. Господу было хорошо известно, что Его цветку необходима животворная влага смирения. Он был слишком слаб, чтобы без этой помощи укорениться, и именно вы, матушка, оказали ему такую услугу.

Вот уже полтора года, как Господь по-другому растит Свой цветок. Решив, что теперь ему хватает влаги, и одного солнца достаточно, чтобы он рос, Господь только одаривает его Своей улыбкой, которую посылает опять же через вас, возлюбленная матушка. Это ласковое солнце совсем не иссушает цветок, но чудесно способствует его росту. А на донышке своей чашечки цветок бережно хранит драгоценные капли росы, некогда полученные им. Эти капли непрестанно напоминают ему, что он мал и слаб... Все создания могут наклоняться к нему, любоваться им и хвалить его. Не знаю почему, но все это не может прибавить ни капли ложной утехи к той истинной радости, которой он наслаждается в своем сердце, когда видит себя тем, что он есть в глазах Божиих: маленьким ничтожеством и ничем более... Я сказала, что не знаю, почему, но не потому ли, что он был защищен от потоков восхвалений до тех пор, пока его чашечка не оказалась достаточно наполненной росой смирения? Теперь уже нет опасности. Напротив, наполняющая цветок роса кажется ему такой вкусной, что он поостережется сменить ее на пресную воду похвал.

Не хочется говорить, дорогая матушка, о той любви и доверии, которые вы мне выказываете. Но не подумайте, что сердце вашей дочери остается равнодушным. Просто я чувствую, что теперь мне нечего бояться. Напротив, теперь я могу радоваться, приписывая Господу Богу то доброе, что Он пожелал в меня вложить. Если же Ему угодно, чтобы я казалась лучше, чем есть, меня это не касается. Он волен поступать как Ему угодно... Матушка, как же разнообразны те пути, по которым Господь ведет человеческие души! В житиях святых мы видим, что многие не хотели оставить после смерти ничего своего: ни малейшего воспоминания, ни единой строчки. Но были и другие, которые, наоборот, как святая Тереза Авильская, обогатили Церковь своими возвышенными откровениями, не побоявшись открыть тайны Царя, дабы Он стал более известен и более любим людьми. Какой из этих двух типов святых больше нравится Господу Богу? Мне кажется, матушка, что они Ему угодны одинаково, ибо все они следовали за Святым Духом, как сказал Господь: «Скажите праведнику, что все – благо» (см. Ис. 3, 10). Да, все – благо, если искать только волю Господню. Потому-то и я, бедный цветок, повинуюсь Господу, стараясь порадовать мою возлюбленную матушку.

Прикрепления: 5954723.jpg (10.3 Kb)
 
  
Дата: Воскресенье, 24.01.2016, 14:38 | Сообщение # 15
Offline
Адепт
Группа: Администраторы
Сообщений: 4167
Поиск(-) Шрифт (+)
ГЛАВА 10 (продолжение)
Испытание веры (1896-1897)


Возлюбленная матушка, ваша осмотрительность смогла приоткрыть волю Божию, и от Его имени вы запретили послушницам [vr][/vr]даже думать в настоящее время о том, чтобы оставить колыбель монашеского младенчества. Но вам были понятны их устремления, поскольку вы сами, матушка, просились в юности уехать в Сайгон. Вот так зачастую желания матери находят отклик в душах детей. Дорогая матушка, вам известно, что ваша апостольская жажда находит верный отклик и в моей душе. Позвольте мне поведать вам, почему я хотела и еще хочу – если Пресвятая Богородица меня исцелит – оставить ради чужой земли прекрасный оазис, где я так счастливо живу под вашим материнским взглядом.

Матушка, необходимо (вы сами мне говорили) совершенно особое призвание для того, чтобы жить в Кармеле на чужбине. Многие думают, что призваны к этому, но в действительности это не так; мне же вы сказали, что у меня есть такое призвание и только мое здоровье является препятствием. Я твердо знаю, что оно исчезнет, если Господь Бог позовет меня вдаль, поэтому и живу без всякого беспокойства. Если мне придется когда-нибудь оставить мой родной Кармель – это произойдет не без болезненного ощущения. Господь не наделил меня бесчувственным сердцем, и именно потому, что оно способно страдать, я хочу, чтобы оно отдало Господу все, что может. Здесь, возлюбленная матушка, я живу, совершенно не затрудняя себя земными заботами. Мне нужно лишь исполнять то простое и приятное поручение, которое вы мне доверили. Здесь я осыпана знаками вашей материнской предупредительности, не знаю бедности и не испытываю ни в чем недостатка. Но, самое главное, здесь я любима вами и всеми сестрами, и эта привязанность мне очень приятна. Вот почему я мечтаю о монастыре, где я была бы никому неизвестна, где мне пришлось бы терпеть бедность, отсутствие привязанности – словом, сердечное изгнание.

Нет, не с намерением послужить тому Кармелю, который согласится меня принять, я бы оставила все, что мне дорого. Разумеется, я стала бы делать все от меня зависящее, но я знаю свои ограниченные способности и знаю, что стараясь делать как можно лучше, все равно не смогу сделать хорошо, не имея, как только что говорила, никакого понятия о земных вещах. Единственной моей целью было бы исполнять волю Господа Бога и приносить себя Ему в жертву так, как Ему будет угодно.

Чувствую, что у меня не будет никакого разочарования, потому что, когда ждешь одни только страдания, – и малейшая радость становится нежданным подарком. И потом, матушка, вам известно, что само страдание становится наибольшей из радостей, если ищешь его, как драгоценнейшее из сокровищ.

Нет, не с намерением порадоваться плодам трудов своих хотела бы я уехать. Если бы в этом была моя цель – я не ощущала бы того безмятежного мира, который меня переполняет, и даже страдала бы от невозможности осуществить свое призвание к дальним миссиям. Давно уже я не принадлежу себе и всецело предала себя Господу Иисусу. Посему Он волен делать со мной все, что угодно. Он наделил меня влечением к полному изгнанию и помог осознать страдания, с которыми мне придется там встретиться, спрашивая, желала бы я испить эту чашу до дна. Мне сразу же захотелось схватить предложенную Господом чашу, но Он, отводя Свою руку, дал мне понять, что Ему вполне достаточно согласия.

О матушка, от каких только беспокойств не освобождаешься, когда приносишь обет послушания! Как же счастливы простые монахини, ведь воля настоятельниц – единственный их компас; они всегда уверены, что находятся на правильном пути и не боятся ошибиться, даже если им определенно кажется, что настоятельницы заблуждаются. Но стоит лишь перестать смотреть на этот верный компас, стоит лишь отклониться от указанного им пути под предлогом исполнения воли Господа Бога – которая не слишком хорошо просвещает тех, кто тем не менее замещает Его, – как сразу же душа начинает блуждать по безводной земле и вскоре лишается благодатной влаги.

Возлюбленная матушка, вы – тот компас, который Господь дал мне, чтобы надежно вести меня к берегам вечности. Как приятно внимательно смотреть на вас, а затем исполнять волю Божию. С тех пор как Господь попустил мне пострадать от искушений против веры, Он сильно взрастил в моем сердце дух веры, позволяющий видеть в вас не только мать, которая меня любит и которую я люблю, но особенно – видеть Господа, живущего в вашей душе и сообщающего мне с вашей помощью Свою волю. Матушка, я хорошо знаю, что вы обращаетесь со мной, как с душой немощной, как с избалованным ребенком. Поэтому мне не затруднительно нести бремя послушания, но по тому, что я чувствую в глубине сердца, мне кажется, что мое поведение не изменилось бы, а моя любовь к вам не ослабела бы, если б вам было угодно обращаться со мной строго, потому что я опять-таки увидела бы волю Господа в том, как вы действуете ради наибольшего блага моей души.

Прикрепления: 4684354.jpg (6.3 Kb)
 
  
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: