Интервью с протодиаконом Андреем Кураевым
— Отец Андрей, какое место чувство юмора, по-вашему, занимает в духовной жизни человека?
— Мне кажется, что это некий балансир — чтобы не относиться к самому
себе слишком серьезно. Чтобы не раствориться в своем сане, статусе
церковном, в катехизисах, которые читаешь. Мы сегодня — это Церковь
неофитов. Именно к нам относится строчка Андрея Вознесенского
«расформированное поколение: мы в одиночку к истине бредем». В таких
условиях особенно важно, придя в Церковь, сохранить чувство юмора. Мы не
несем в себе органической православной традиции. Большинство из нас не
впитало в себя Православия «с молоком матери», или на бабушкиных
коленях. Для нас это был некий выбор, зачастую очень трудный,
мучительный.
К Православию мы приходим по книжкам. А книжки, пусть даже
святоотеческие книжки, это очень важный срез православной мысли, но это
только часть Православия. А сам опыт жизни в Православии — он гораздо
богаче. Люди, которые в Церковь пришли именно по книжкам, не имея опыта
реальной жизни: в священнической среде, семинарской, монашеской, люди,
которые не знают, например, как общаются между собой епископы, когда
остаются наедине, — такие люди бывают смущены. Они считают, что, войдя в
Церковь, они отреклись от права на улыбку. Это не так. Более того,
улыбка просто необходима — когда это самоирония. Очень важно уметь
смотреть на себя, улыбаясь. Иногда с горькой улыбкой: это форма юродства
и покаяния.
— Но все-таки, каждый на собственном опыте знает, что после некоторых, даже очень «удачных» шуток бывает как-то не по себе...
— А вот чего не должно быть у любого человека, не только
православного — не должно быть злой иронии, издевательства над другим
человеком. Привычный в светском, студенческом мире «стебный» стиль
общения, с бесконечными подколками и подначками — на самом деле верный
способ разрушить товарищеские, дружеские отношения с другими людьми. Вот
этот стиль, мне кажется, не стоит приносить в нашу церковную жизнь.
С другой стороны, я очень благодарен этому стилю за то, что сам
когда-то через него прошел в студенческие годы. Потому что вижу по
семинаристам: ребята, у которых нет опыта такого общения, теряют
«спортивную форму». Когда ты живешь в молодежной среде и понимаешь, что
любой твой жест, любое слово будет тут же перетолковано в возможно
худшую сторону и с максимальным ущербом для твоей репутации, это
заставляет держать себя в форме и постоянно думать, как твое слово будет
принято недружественным ухом. В современном мире, где православные
оказываются сверхобстреливаемым меньшинством, мире, где популярен «Код
да Винчи», я думаю, что стоит об этом помнить.
— Главный аргумент поборников «сугубой печали» — Священное
Писание не содержит ни единой шутки, нельзя представить себе смеющихся
святых, а в Евангелии ни разу не сказано, что Христос улыбался.
— Знаете, я не могу не высказать одного, неожиданного тезиса: я со
Златоустом не соглашаюсь. Я очень люблю и почитаю его, это один из
любимейших мною святых! Но именно Иоанн Златоуст первым сказал, что
Христос никогда не улыбался.
Всё-таки, Иоанн Златоуст не был апостолом. Он не ходил с Христом по
Палестине, и потому биографические данные о Христе, которые впервые
высказываются спустя 400 лет после жизни нашего Спасителя, не имеют
канонической непререкаемости. Я думаю, что Христос, когда играл с
детьми, обращался к ним, место для улыбки у него было.
Святые, кстати говоря, могут быть улыбчивыми. Я недавно нашел
удивительную икону. Это сербская афонская икона 12 века, где изображен
святой Симеон Богоприимец. Знаете, это единственная икона, которую я в
своей жизни встречал, где святой улыбается. На ней святой Симеон
Богоприимец держит на руках Младенца Иисуса и улыбается. Так что и
святые имеют право на улыбку. Мне очень дорога фотография преподобного
Амвросия Оптинского, где он улыбается.
Вообще, там, где святость, там радостность. Там, где человеку хорошо —
а душе ведь с Богом хорошо — там будет радость, будет и смех.
— Отец Андрей, а святые шутили?
— Я напомню знаменитый рассказ об Антонии Великом, который смутил
одного православного охотника. Тот услышал, что старец рассказывает
ученикам смешные истории. Старец попросил этого охотника: «Ты сними лук и
натяни его. Натяни, натяни еще больше!» — «Не могу», — сказал охотник. —
Тетива порвется! — «Вот видишь, — говорит Антоний. — Ты свой лук
пожалел. А за что же ты осудил меня, когда я дал послабление своим
братьям?»
Юмор есть у святых отцов. Иногда это юмор даже очень жесткий, иронический и сатирический.
Был такой жанр античной риторики — псогос. Это искусство
риторического поношения оппонента. Например, Василий Великий пишет об
одном из своих оппонентов-еретиков: «Ну как могут быть прямые мыли у
того, чьи ноги кривы?!». Конечно, у святых отцов бывают и другие виды
юмора, и самоирония.
Юмор встречается даже на страницах Библии. Преподобный Ефрем Сирин
предполагал, что когда Бог произносит в Книге Бытия фразу над
согрешившим Адамом: «Вот, он стал как один из Нас, знающий добро и зло».
Преподобный Ефрем считает, что это некая Божия ирония. Так же считает и
преподобный Максим Исповедник.
В Библии есть место и для горькой иронической улыбки, и для доброй,
сочувственной. Поэтому православному человеку не стоит этого стесняться.
Не надо всю свою жизнь превращать в сплошное юмористическое шоу, это
плохо. Любой из нас знает, что когда смех длится больше минуты,
почему-то он оказывает такое разряжающее, опустошающее воздействие на
душу.
Поэтому впадать в хохот, а тем более, без причины, а уж, тем более,
из-за какого-то юмориста, наверное, не стоит. А разрешить себе право на
улыбку — почему бы и нет?
Беседовал Сергей Канев
www.kuraev.ru