Одно дело -
запомнить новую информацию, такую как телефонный номер или иностранное
слово, и совсем другое - поместить эту информацию в ту часть мозга,
откуда ее можно без труда извлечь в нужный момент.
Новое исследование, опубликованное в
журнале Journal of Neuroscience, исследователями из Медицинской Школы
университета Гарварда и Йорка, подтвердило, что сон помогает справиться с
обоими заданиями.
Ученые выяснили, что сон не только
позволяет запоминать только что выученное слово, но и помогает поместить
его в отдел активного словарного запаса.
Данная работа была профинансирована
советом по экономическим и социальным исследованиям. Она заключалась в
том, что ученые обучали добровольцев новым словам вечером, и сразу после
этого проводилось тестирование. Затем волонтеры спали в лаборатории,
при этом активность их мозга записывалась с помощью
электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Тестирование на следующее утро показало,
что они могли вспомнить больше слов, чем непосредственно после изучения,
а также распознают их быстрее, продемонстрировав, что сон помог
закрепить в памяти новую информацию.
Контрольная группа не показала таких
результатов, после того как участники этой группы учили слова утром и
повторяли тестирование вечером, без сна в промежутке. Наблюдение за ЭЭГ
спящих волонтеров показало, что во время фазы глубокого сна, новые
воспоминания закреплялись в памяти. При этом во время фазы быстрого сна
этот процесс не наблюдался.
Когда исследователи проверили,
становились ли новые слова частью существующих знаний и активным
словарным запасом, они обнаружили включение различных типов активности в
спящем мозге. "Сонные веретена" на ЭЭГ - это короткие, но интенсивные
вспышки мозговой активности, которые отражают обмен информацией между
различными хранителями памяти в мозге - гиппокампом, лежащем глубоко в
мозгу, и неокортексом, расположенным на поверхности головного мозга.
Память в гиппокампе хранится отдельно от
остальных воспоминаний, в то время как информация в неокортексе
соединена с другими знаниями. Волонтерам, ЭЭГ которых показывала больше
сонных веретен во время сна, лучше других удавалось помещать только что
выученные слова в область активного словарного запаса. Новые слова
копировались из гиппокампа в неокортекс во время сна.
Соавтор исследования, профессор Гарет
Гаскелл из департамента психологии университета Йорка, сказал: "Мы знали
из нашей предыдущей работы, что сон играет роль в реорганизации новых
воспоминаний, но впервые нам удалось непосредственно наблюдать за этим
процессом и разобраться в том, какую роль тут играют сонные веретена".
Эти результаты указывают на важность сна
и связанных с ним процессов в мозге для расширения словарного запаса.
Но те же принципы, скорей всего, применимы и для других видов обучения.
Ведущий автор, доктор Джакке Тамминен
сказал: "Новые знания могут быть полезными только в том случае, если вы
объедините их с той информацией, которую знали до этого. Представьте
себе игру в шахматы, где изменено правило, по которому ходит одна из
фигур. Вы сможете применить измененное правило только в том случае, если
модифицируете стратегию и тактику игры. Наше исследование
идентифицировало мозговую активность, которая отражает процессы по
организации новых воспоминаний и объединению их с уже существующими
знаниями".
Оригинал (на англ. языке): Physorg.com
dlobalscience.ru