[vl][/vl] ПРЕДИСЛОВИЕ [vr][/vr] Афон - святая обитель, удел Пресвятой Богородицы, место подвижнической жизни монахов - "живых мертвецов, земных ангелов и небесных человеков, ангельскому житию подражателей, воинов Царя Небесного" (Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле инока Парфения. Ч.4 М. ,1855). Издревле православные христиане стремились на Афон, чтобы научиться молитве, жизни с Богом и по Богу. Как писал иеросхимонах Сергий в "Письмах Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской": "Если бы люди знали, если бы хоть раз испытали теплоту наших чувств, огонь той сладкой любви к Богу, в которой расплавляются сердца афонских "медведей" и, как золото в горниле, очищаются от всякой мирской... суеты, они бы, конечно, воскликнули с Давидом: "Что ми есть на Небеси и что восхотех от Бога на земли? Боже! Ты Бог сердца моего, Ты часть моя, Боже во век!" В этой книге мы имеем возможность научиться от самих афонских подвижников тому, как надлежит проводить жизнь благочестиво. Святые насельники, преподобные и святители, имена которых перечислены в Афонском Патерике, от времени становления Афона как центра православного монашества, от эпохи исихазма - деятельности прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы - и доныне, оставили нам огромное духовное наследие - свидетельство непреходящей славы и непрерывного заступничества афонских святых за род людской.
"Обо всем просимом нужно молиться с верою, нужно терпеть, и Бог заговорит. Ведь, молясь с верою человек некоторым образом обязывает Бога исполнить просимое ради этой веры." Старец Паисий Святогорец. (7, с.320)
Самое важное - держаться того, что проверено опытом. В противном случае уходит Предание и остается предательство. Старец Паисий Святогорец. (6, с. 368.)
Тот, кто другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится какой-либо малый или великий грех, тот есть бес, а не человек. Тот чужевер, а не христианин. Преподобный Нил Мироточивый. (3, с. 99.)
Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется? Преподобный Силуан Афонский. (5, с. 121- 122.)
Не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи её вне, за пределами сердца, и спеши так её умягчить и укротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать, и право действовать. Преподобный Никодим Святогорец. (4, с. 184.)
Уподобление Христу Богу происходит не через природные способности, помогающие нам воспроизводить некоторые черты внешнего образа, но через Благодать Святого Духа, которая усваивается верующими в божественных таинствах Церкви. Старец Иосиф Ватопедский. (12, с. 120.)
Не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи её вне, за пределами сердца, и спеши так её умягчить и укротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать, и право действовать. Преподобный Никодим Святогорец. (4, с. 184.)
Саша, спасибо за цитату. Для меня сейчас актуально.
В ГЛАВНОМ - ЕДИНЫ!!! В СПОРНОМ - СВОБОДНЫ!!! И ВО ВСЁМ ЛЮБОВЬ!!!!!!Бл.Августин
Надо стараться, насколько возможно, браться не больше чем за одно - два дела, подобающим образом доводить их до конца и после этого, имея ум ясным и свежим, браться за что-то еще. Ведь если твой ум рассеется, то какую потом ты сможешь вести духовную жизнь? Как ты сможешь помнить о Христе? Старец Паисий Святогорец. ( 6, с. 196.)
Молитва никогда не бывает не услышанною, а бывает только то, что посылаемое вследствие ее есть не то, о чем просят, не зная что то не полезно для них и что оно невидимым оставляется потому, что увидеть то не безвредно для получающих. Будь же всегда терпелив в молитве и уверен будь, что молитва никогда не останется бесплодною. Если не получаешь просимого, верь, что все получаешь или получишь иное вместо него благо; и если не видишь и не увидишь сего, не пытай почему это, а лучше вместо того обратись к своему недостоинству и наполни душу твою помышлениями и чувствами смирения. Если воспроизведешь и утвердишь в себе такие чувства в следствие молитвы, то пусть даже ты за нее совершенно ничего не получишь, не только видимо, но и не видимо, самые сии чувства прими как плод молитвы, и для тебя спасительный, и Богу благоугодный паче всего. Преподобный Никодим Святогорец. (4, с. 284-286.)
Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: "Просите, и дастся". И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией. Преподобный Силуан Афонский. (5, с. 137.)