Подмастерье
рассказ
Свет большого, до пола, окна вливался в мастерскую и был незримым помощником скульптора, там, у окна, он и разместил вращающийся подиум, своё основное рабочее место.
«Какая дистанция между замыслом и реализацией», - спокойно раздумывал скульптор, разглядывая свою работу. Где-то там, в области мозга она была уже готова, эта скульптура, оставалось воплотить замысел в камень. Часть работы была сделана, и местами были уже видны контуры «велосипедистки», как, шутя, называл скульптор свою работу.
Снова затянувшись сигаретой и вместе с дымом занырнув куда-то вовнутрь себя, он чётко и явно увидел свой замысел, девушка на старте велогонки. Ещё пару секунд и будет дан старт, но гонка уже в ней, она вся собрана, устремлена и в лице, и в фигуре только движение, она уже в гонке и мыслями и чувствами, тем, что скоро наступит, хотя ногами касается земли. «Вот бы взять этот замысел, как проекцию, и выжечь в камне эту фигуру», - подумал он, подсмеиваясь над собой, над сохранившимися до сих пор детскими фантазиями. Но, тем не менее, разница между замыслом и его воплощением в камне всегда существовала, и так хотелось всегда её свести к нулю, чтобы идея была передана в точности, глиняная модель скульптуры имела те же отклонения.
«Всё дело в технике», - вслух ответил он своим мыслям. Именно техника, мастерство было тем актом, что воплощает задуманное в материю и, в тоже время, вносит какой-то процент отличия созданного от первоначального замысла. Что, собственно, и хотелось скульптору «ликвидировать как класс».
Зазвонил телефон, конечно, пресс-конференция запланированная перед выставкой, дело приятное, только такого рода мероприятия стали для него сродни тому, что отрывает от главного и интересного – мастерской, но от чего не избавиться, так как это часть всего процесса.
- Коля, подготовь инструмент, - сказал он подсобнику, направляясь к выходу. – Я скоро вернусь и продолжим…
Коля был нанят скульптором в качестве помощника, не так давно, и он справлялся со своими обязанностями, убирал, следил за инструментом, передвигал тяжести. Но в процессе работы в мастерской он всё больше заинтересовывался тем, как творит мэтр, как в шутку стал называть Коля скульптора. Его восхищала легкость и быстрота, с которой у скульптора получались работы, сам этот загадочный процесс, когда из чего-то грубого и однообразного рождались образы имеющие красоту и характер.
- Хорошо, мэтр, - энергично отозвался Николай, ища глазами то место, где мог второпях оставить скульптор сигареты. «Таки да», - подумал он, и вытащил сигарету из пачки мастера… Он курил, рассматривал работу мэтра, и, то ли это был такой сорт табака, но вдруг для него всё стало ясно. «Всё дело в технике», - повторил он за мастером. – «Вот в чём весь секрет!».
Быстро бросив окурок, схватив молоток и резец, он подошёл к скульптуре.
«Всё дело в технике», - продолжала крутиться в его голове догадка. Он стал в позу, как скульптор, так же поставив ноги в упор, под таким же углом, как скульптор, стал рубить камень. И камень стал послушно откалываться. «Вот оно как», - вдохновился он, и возбуждённый процессом, стал стучать и откалывать с новой силой, копирую осанку и движения мастера. Процесс его увлёк, он, как бы видел в себе своего мастера, повторяя все его движения. Ему уже представлялось то, как наблюдая за его работой со стороны, ценители искусства, восхищаются его техникой, мастерством, красотою движений. Воображение стало рисовать ему успех, славу, выставки с его работами, интервью журналистов, обеспеченность, новенькое авто, глаза и лица восхищённых поклонниц, только пробив дырку в камне насквозь, он остановился, и окинул взором поле творческой баталии… Что называется – «картина маслом», посмотреть было на что.
От каменной глыбы мало что осталось, разве что на пару статуэток, кругом была масса сколотых камней разной величины. Что-то подсказало «юному ваятелю», что сейчас войдёт скульптор, так и случилось. Открылась дверь, и вошёл мастер, но на лице его, почему-то, появилось выражение даже отдалённо не напоминающее восхищение.… И до Коли как-то сразу и определённо отчётливо дошло, какого рода реакция будет итогом его творчества. «Всё, сейчас убьёт», - подумал Коля. Ум быстренько нарисовал картину грядущих событий, разъярённое лицо мастера, его крики и слова полные гнева, как его выгоняют, и снова придётся искать работу, мало того, ещё и отдавать долги, внизу живота сразу подступил неприятный холодок, настроение моментально сменилось на кошмарное.
Вид мастерской, открывшийся взору художника, был настолько неожиданным, что он застыл в удивлении. Куски камня, пыль и полностью потерянный подсобник с резцом в руке.… Причём, эта перемена в лице молодого человека, от творческого восторга до осознания реальности и своей вины, произошла на глазах у скульптора. И, как ни странно это было для него самого, вид Коли его рассмешил, и тот очевидный ущерб, нанесённый ним, как-то даже не зацепил сердце мастера.
К огромному удивлению Коли, после минутного замешательства, мастер отреагировал совершенно неожиданно:
- О, как я посмотрю, вы тут ваяли, … коллега: - в этом новом обращении к нему было столько доброй иронии, что сам Колька чуть не заулыбался. Подавив в себе улыбку, которая было ну очень некстати, он ответил.
- Простите Владимир Ярославович, не… не… - скорее мычал, чем говорил Колька, - не знаю, что на меня нашло, - ответил он стандартно. – Я за всё отработаю…
- Понятное дело,- ситуация начала смешить мастера ещё больше, - и что же вы, коллега, воплощали в камне? – показал он на дыру в камне – «то что у вас в голове?», – чуть ли не смеясь спросил скульптор.
- Ну, по ходу так и получается, - что оставалось Коле, как не соглашаться со всем сказанным.
- Да уж, несомненно, зуд творчества вселился и в вашу душу. Но, всё же, интересно, коллега, какой замысел вами овладел, не иначе, как что-то батальное, ледовое побоище или последний день Помпеи, - продолжил иронизировать скульптор. - Ведь вы испортили и материал, и часть моей работы?
- Да, не было никакого замысла, Владимир Ярославович, просто представлял, как это делаете вы, и понесло…
- Остапа несло, несло и занесло… понятно, а по-другому как раз и не происходит, каков замысел – таково и воплощение, коллега.
- Владимир Ярославович, что вы с этим коллегой, какой из меня коллега… - понизив тон сказал Коля.
- Ага, значит, тебе не хочется быть моим коллегой. Так мне, видимо, показалось, что ты хочешь быть скульптором?
- Очень хочу… - совершенно искренне и прямо отреагировал «коллега».
- Что ж, отсекать лишнее у тебя получилось, теперь будем учиться видеть главное…
Одному Богу известно, по каким признакам метр определил, что стоит учить этого пацана. А может и просто, не зная наперёд, что из этого будет, он поддержал порыв к творчеству этой души, которая «творила» сегодня, забыв о реальности и результате, и, как знать, может это творческое самозабвение и подкупило мастера…
Игорь Бугаенко 23. 01. 2013