Когда пророк Илия общался с Богом на горе Хорив, то происходило это так: он закрыл
милотью лицо своё, и далее явился Господь так, как Он и сказал: « выйди и стань на горе пред лицом Господним. И вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра». 3 Царств, гл.19, ст.11-13. И тогда началось общение с Богом.
Но ведь это же и есть порядок открытия зеркала души – внутренних очей сердца. И происходит он на пути в себя, в сердечные глубины.
Накрыть лицо милотью – это значит «развернуть свои глаза зрачками внутрь» отделить себя от мира, и переместить внимание с внешнего на внутренний мир, сосредоточившись на сердце в молитвенном предстоянии Богу, что и есть выйти и стать на горе.
Затем проходит …ветер, он - символ стихии, а это первая реакция на молитву; рождается
буря помыслов. На ум приходят всякие незавершённые дела, разговоры текущего дня, как что-то
чрезвычайно важное, на что нужно отвлечься и срочно заняться ним.
Затем идёт перезарядка организма – землетрясение; в самом деле, вхождение энергии в организм на этом этапе ощущается как внутренняя дрожь.
Затем огонь молитвы выжигает всю грязь накопленных самостных помыслов в душе, и это очищение ощущается как тепло, разливающееся внутри, при этом восстанавливается энергообмен в проводниках сознания. И здесь важно сохранять спокойствие, отсутствие желаний, что - бы не увлечься чем - либо земным, и не закрыть сердце, его энергооболочки. И далее открывается канал
общения, который, как бы, внутри энергообмена. И ум соединяется с сердцем, и становится способным воспринимать откровения духовных истин.
Этот же порядок молитвенных состояний описан в книге ,, Экстазис ,, с. 133., как глобальное явление при вхождении в глубины сердца. Но он характерен, как великое в малом, и для каждого частного предстояния.
Да и то, что Илия жил в пещере на горе Хорив имеет свою духовную аналогию. По словам О. Асауляк, наш организм не может выдерживать постоянного духовного полёта, т. е. пребывания в лучах Света истины, и вынужден заземляться, в этом символическое значение жизни пророка Илии в пещере.
2003-10-21